Старт в науке. "роль фразеологизмов в нашей речи" Зачем нужны фразеологизмы в речи

ЮЖНО – УРАЛЬСКАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО – СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ МОЛОДЁЖИ И ШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ – СОЗВЕЗДИЕ – НТТМ»

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОЛОВНОЙ КООРДИНАЦИОННЫЙ ЦЕНТР НТТМ

« ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ ХХI ВЕКА»

Лисогор Степан Анатольевич

г. Челябинск, гимназия № 80, класс 1 2

Руководитель:

Бегма Юлия Константиновна

учитель начальных классов

Теоретическая часть

    Актуальность 3

2 Основная часть

2.1. Что такое фразеология и фразеологизмы 4

2.2. Для чего нужны фразеологизмы 5

2.3. Где используются фразеологизмы 6

2.4. Происхождение фразеологизмов 6

2.5. Значение фразеологизмов, связанных с частями тела 7

3. Заключение 10

4 Анализ литературы 11

Практическая часть

1. Задания для констатирующего эксперимента I

2. Выявление уровня знания фразеологизмов II

3. Выявление уровня понимания значений фразеологизмов IV

4.Вывод V

5. Приложение (данные опроса) А

1. Актуальность

Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту и ко времени.

"Хромое слово - хромая речь" - гласит русская пословица.

Чтобы речь не была "хромой", надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас.

Выразительность речи – необходимое качество общей гуманитарной культуры. В прошлом в России она вырабатывалась в процессе обучения и высоко ценились. Великий русский писатель Антон Павлович Чехов в своей заметке о красноречии «Хорошая новость» писал: «Для интеллигентного человека дурно говорить должно считать таким же неприличием, как не уметь читать и писать…» Все лучшие государственные люди в эпоху процветания государств, лучшие философы, поэты, реформаторы были в то же время и лучшими ораторами. «Цветами красноречия» был усыпан путь ко всякой карьере».

Для того чтобы речь была выразительной, используют различные языковые средства, среди которых следует обратить особое внимание на фразеологизмы. Если вы хотите, чтобы окружающие слушали вас с интересом, как говорят затаив дыхание, то употребляйте в своей речи меткие, краткие и образные выражения – фразеологизмы.

Фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным. Например: на краю земли - далеко; намылить шею - проучить, наказать; пешком ходит под стол - маленький; зуб на зуб не попадает - замёрз; зарубить на носу - запомнить; как в воду глядеть - предвидеть и т. д.

Фразеологизмы очень украшают речь, делают её выразительной, образной. Они - живые свидетели прошлого, знание их обогащает наш ум, даёт возможность лучше узнать язык, лучше им пользоваться. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

Изучение фразеологии достаточно актуально. Знание фразеологизмов способствуют ясности и образности мысли, точности речи, пониманию читаемых произведений художественной литературы, свободному общению на данном языке.

Цели работы:

1. Дать определение понятию фразеологизмы, изучить особенности фразеологических сочетаний и их происхождение.

2. Изучить значение фразеологизмов, связанных с частями тела человека

3. Выявление уровня знаний и понимания значения фразеологизмов у учащихся 1 класса.

2.1.Что такое фразеология и фразеологизмы.

Само слово “фразеология” произошло от греческих слов “фразис” – выражение и “логос” – учение, т.е. фразеология – э то наука, изучающая устойчивые выражения.

– Приходилось ли вам “садиться в калошу”? “Вешать нос”? “Терять голову”? “Проглотить язык”? Знаете ли вы человека, которому “медведь наступил на ухо”? Бывали ли вы “не в своей тарелке”? Писал ли кто из вас “как курица лапой”?Можете ли вы « взять себя в руки»?

Рассмотрим эти выражения:

Они состоят из нескольких слов.Живут-поживают слова-детали, ими пользуются в отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания – фразеологизмы.

Например: слова – проглотил, язык и фразеологизм проглотил язык.

ВЫВОД: Фразеологизмы - это сочетания слов.

Если бы в русском языке нам были известны только слова, мы бы так определили значение выражения сесть в калошу: «принять сидячее положение в низкой резиновой обуви …» Так на самом деле не бывает, поэтому и вызывают смех, улыбку. И с этим определением мы действительно бы сели в калошу, т.е. «потерпев неудачу, оказались в неловком, смешном положении ».

ВЫВОД: Фразеологизмы употребляются в переносном значении.

Если поменять слова в каждом сочетании?

Например: фразеологизм « Как в воду глядел», поменяем слова местами

« В воду как глядел», «Глядел как на воду». Фраза теряет смысл.

ВЫВОД: Слова во фразеологизме поменять местами или изменить нельзя – значение фразы становиться непонятным.

Используя промежуточные выводы, можно сделать общий вывод, что же такое фразеологизмы или фразеологические обороты?

ВЫВОД:

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, значения которых употреблены в переносном смысле. Слова во фразеологизмах нельзя изменить, нельзя поменять местами, иначе изменится смысл всего выражения.

Слова теряют свою самостоятельность. Фразеологический оборот равен по значению одному слову, в речи используется в том виде, в котором закрепился в языке.

Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения, афоризмы, идиомы, пословицы и поговорки). Фразеологизмы отражают длительный процесс развития культуры народа, передают от поколения к поколению культурные установки и правила. Это душа всякого национального языка, в которой неповторимым образом выражаются дух и своеобразие нации.

2.2. Для чего нужны фразеологизмы.

Если заменить фразеологизмы в тексте на сходные по значению слова.

Фразеологизмы делают текст интересным и выразительным.

Фразеологизмы украшают нашу речь, показывают богатство любого языка.

Помогают раскрыть характер и образ героя.

Как и слово, фразеологизм может иметь синонимы и антонимы.

За тридевять земель, на краю света, у черта на куличках. Все эти выражения имеют одно значение – очень далеко. Это фразеологизмы синонимы.

Фразеологизмы антонимы, имеют противоположные значения:

спустя рукава - засучив рукава, тяжёл на подъем – лёгок на подъём.

Правильное и уместное использование фразеологизмов придает речи особую выразительность, меткость и образность.

2.3. Где используются фразеологизмы.

Фразеологизмы обогащают язык: делают речь яркой, образной, меткой. Например, о человеке, который оказался в нелепом положении, говорят, что он «попал впросак». Это звучит гораздо образнее и выразительнее, чем долго и подробно описывать, как он оказался в неудобном положении по своей наивности или незнанию.

Поэтому фразеологизмы используются и в разговорном, и в художественном, и в публицистическом стилях речи..

-разговорный стиль (в бытовой речи)

Например: Набились, как сельди в бочку. Так можно сказать в переполненной маршрутке.

- художественный стиль (в книгах)

Например: Басня И.А. Крылова «Лисица и Сурок». « Нет, Кумушка, я видывал частенько, что рыльце у тебя в пуху» (причастность к неблаговидным событиям).

-публицистический стиль (в газетах)

Фразеологизмы широко применяются в газетных статьях, используются для заголовков статей т.к. являются яркими выразительными средствами, привлекающими внимание читателя.

Например: «Море по колено». Речь в статье идет о моде на резиновые сапоги. Смысл– все нипочем в резиновых сапогах.

2.4. Происхождение фразеологизмов.

С точки зрения происхождения фразеологизмы могут быть исконно русскими, заимствованными.

Подавляющее большинство русских фразеологизмов возникло в самом русском языке или досталось русскому языку от языка предков. Первоначальный смысл многих фразеологизмов связан с историей нашей Родины, с некоторыми обычаями предков, их работой. Так, выражение бить баклуши (бездельничать) возникло на основе прямого значения “раскалывать чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них ложек, поварёшек. Это была самая легкая и простая работа и т.д.

Вносят свой вклад и исторические события - например: « Мамаево побоище» - (полнейший беспорядок разгром), закрепилось в память о победе над ханом Мамаем и началом освобождения Руси от татаро-монгольского ига.

Заимствованные пришли в русский язык извне.

Они могут быть старославянского происхождения (из книг Священного писания): например: «Заблудшая овечка» - человек, сбившийся с правильного жизненного пути; « Не хлебом единым» - человеку следует интересоваться не только материальными благами, но и духовной жизнью.

Значительное число фразеологизмов заимствовано из древнегреческой мифологии, например: « Ахиллесова пята» (уязвимое место человека) Ахилл - любимый герой множества легенд Древней Греции. Это непобедимый, отважный человек, которого не брали вражеские стрелы. У него было лишь одно слабое место – пятка. «Авгиевы конюшни», которые чистил Геракл (очень загрязненное помещение), и многие другие.

Из иностранных языков, образованные путем перевода иноязычного оборота либо употребляющиеся без перевода: поставить точки над " i "(из французского).

2.5. Значение фразеологизмов, связанных с частями тела.

В своей работе я хочу остановиться на изучении значения фразеологизмов связанных с частями тела человека. Они наиболее часто встречаются в повседневной жизни их правильное понимание и употребление поможет нам не попасть впросак.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Меня заинтересовала тема «Фразеологизмы» Я решила больше узнать об устойчивых сочетаниях, их значении, происхождении, появлении в русском языке. Решила исследовать фразеологизмы и попытаться понять, насколько часто встречаются они в речи, что они обозначают. Исходя из этого, у меня возникли вопросы: «Все ли ребята знают, что такое фразеологизмы? Существует ли фразеологизмы, которые употребляются чаще других? Знают ли ребята нашего класса значение фразеологизмов? Мне стало интересно, и я решила узнать как можно больше о фразеологизмах, проведя определённую поисковую работу.

Актуальность темы обусловлена тем, что в повседневной жизни, сталкиваясь с фразеологизмами, многие люди даже не замечают этого. Они не умеют правильно употреблять фразеологизмы в речи, потому что не знают их значений. Перед выпускниками 9,11 классов при сдаче ОГЭ, ЭГЭ ставится задача: знать и понимать значение идиом, уметь употреблять фразеологизмы в речи.

Цель моей работы: исследовать употребление фразеологизмов в речи, вызвать интерес у сверстников к использованию фразеологизмов в устной и письменной речи.

Объект исследования: устная речь и материалы анкетирования учителей, учащихся.

Предмет исследования : фразеологизмы.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

    произвести поиск необходимой языковой информации о фразеологизмах;

    выяснить источники происхождения фразеологизмов;

    познакомиться с фразеологическими словарями русского языка;

    составить словарь «Узнай фразеологизм»

Гипотеза: я предполагаю, что фразеологизмы украшают нашу речь, делают её выразительной и яркой.

Методы исследования:

    изучение и анализ литературы;

    сбор информации;

    опрос - анкетирование;

    наблюдение;

    исследование.

Проверка гипотезы: собрав информацию о фразеологизмах, проведя исследования и наблюдения, я составила словарь «Узнай фразеологизм». На мой взгляд, данный материал помогает изучить не только русский язык, но историю, традиции, обычаи русского и других народов.

Краткий обзор используемой литературы и источников

При написании данной работы были использованы научная и учебная методическая литература.

В книге Л.А. Введенской, М.Т. Баранова «Русское слово»» содержатся теоретические сведения по курсу «Лексика и фразеология русского языка».

В словари А.В. Жукова и В.П. Жукова включены фразеологизмы, используемые в современном русском языке. Все словарные статьи содержат яркий иллюстрированный материал, а некоторые снабжены историческими и этимологическими справками.

В книге А.И. Молотова «Основы фразеологии русского языка» в доступной форме рассказывается о науке этимологии.

М.И Степанов «Фразеологический словарь русского языка». Данный словарь включает фразеологизмы, которые употреблялись в текстах художественной литературы. Каждый фразеологизм имеет толкование, характеристику, информацию о происхождении.

Был осуществлён просмотр словарей и произведена выборка фразеологизмов, общий объём которых составил 113 единиц.

В результате исследования было доказано, что изучение фразеологизмов важно для познания самого языка. Фразеологизмы тесно связаны с лексикой, изучение идиом помогает познать их строение, образование и употребление в речи. В русских фразеологизмах отразились исторические события, выразилось народное отношение к ним, что позволяет глубже понять историю и характер нашего народа.

В результате исследования было выявлено, что

В русских фразеологизмах отразились исторические события, выразилось народное отношение к ним;

Знакомство с русской фразеологией позволяет глубже понять историю и характер нашего народа.

Благодаря фразеологизмамнаш словарный запас становится богаче, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли;

Изучение фразеологии важно для совершенствования речи человека, для повышения его речевой культуры.

Практическая ценность проекта заключается в том, что собранные материалы по фразеологизмам, отражающим исторические процессы, могут использоваться при изучении темы «Лексика и фразеология», а также во внеурочной деятельности. Знание фразеологизмов, умение их находить в тексте даёт возможность учащимся подготовиться успешно к олимпиадам, а выпускникам 9,11 классов к выполнению определённых заданий ОГЭ, ЭГЭ.

Глава I Теоретическая часть

1.1.Определение и особенности фразеологизмов

Что такое «фразеологизмы»?

Чтобы ответить на этот вопрос, я рассмотрели несколько источников: словари, энциклопедии, интернет - порталы.

Словарь С.И.Ожегова дает следующее определение: «Фразеологизм - устойчивое выражение с самостоятельным значением».

В «Большой Советской Энциклопедии» (1969-1978 г) есть следующее определение этого понятия:

Фразеологизм - фразеологическая единица, устойчивое сочетание слов, которое характеризуется постоянным лексическим составом, грамматическим строением и известным носителям данного языка значением (в большинстве случаев - переносно-образным), не выводимым из значения составляющих его компонентов. Это значение воспроизводится в речи в соответствии с исторически сложившимися нормами употребления.

Таким образом , я выяснила, что фразеологизмы - это устойчивые сочетания, образующие смысловое единство и выполняющие функцию отдельного слова. Слова, составляющие фразеологизм, все вместе значат совсем не то, что они же значат по отдельности. В свободных словосочетаниях одно слово можно заменить другим, если оно подходит по смыслу (например: ем яблоко , ем конфету, учу уроки, сделал уроки). Фразеологизмы такой замены не допускают. Никому не придет в голову вместо «кот наплакал» сказать «кошка наплакала», вместо «раскинуть умом» - «разбросить умом» или «раскинуть головой».

1.2. Употребление и происхождение фразеологизмов

Фразеологизмы, используемые в современном языке, имеют различное происхождение. Одни возникли в далёком прошлом, другие созданы в последние десятилетия.

По своему происхождению фразеологизмы можно разделить на следующие группы:

Группы фразеологизмов

Фразеологизмы, происхождение которых связано с историей нашей страны, с обычаями и обрядами наших предков.

На стенку лезть, на (во) всю Ивановскую, потемкинские деревни, в долгий ящик отложить, бить челом, чин чином.

Фразеологизмы, возникшие в той или иной профессиональной среде или пришедшие в литературный язык из жаргона.

Бить баклуши, попасть впросак, разделать под орех, играть первую скрипку, брать на пушку, втирать очки, ставить на карту.

Выражения, сошедшие со страниц художественных произведений русской и зарубежной литературы и ставшие крылатыми.

Медвежья услуга, блоху подковать, как белка в колесе, демьянова уха, на деревню дедушке, сражаться с ветряными мельницами.

Фразеологические обороты, пришедшие к нам из старославянского языка.

Хлеб насущный, блудный сын, нести свой крест, зарывать талант в землю, Фома неверующий.

Фразеологизмы библейского происхождения.

Святая святых, божиею милостию, манна небесная, посыпать пеплом голову.

Фразеологические обороты античного происхождения (из мифологии, литературы, истории).

Яблоко раздора, ахиллесова пята, дамоклов меч, авгиевы конюшни, разрубить гордиев узел, золотая середина.

Заимствованные фразеологизмы из других языков (перевод иностранных выражений).

Не в своей тарелке, ставить точки над и, синий чулок, буря в стакане воды, потерпеть фиаско, воздушные замки.

Фразеологизмы, являющиеся по происхождению устойчивыми сочетаниями - терминами науки.

Привести к общему знаменателю, звезда первой величины, цепная реакция.

1.3. Источники фразеологизмов

Все фразеологизмы русского языка по происхождению можно разделить на две группы: 1) русского происхождения; 2) заимствованные из других языков.

Целый ряд русских фразеологизмов связан с бытом, обычаями, традициями и верованиями древних славян. Ярким примером таких фразеологизмов являются следующие устойчивые сочетания: за пояс заткнуть, где раки зимуют, калачом не заманишь.

Устное народное творчество также является одним из источников появления фразеологизмов. Вот примеры фразеологизмов из русских народных сказок: битый небитого везет, Кощей Бессмертный . Существуют устойчивые выражения, образованные от пословиц: гоняться за двумя зайцами - от пословицы «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь»; без царя в голове («несерьезный человек») от пословицы: «Свой ум - царь в голове».

Происхождение некоторых фразеологизмов связано с русскими древними ремеслами. Так, например, от столяров ведут начало фразеологизмы: без сучка, без задоринки, снять стружку . От сапожников -два сапога пара , сделаны на одну колодку .

Достаточно много фразеологизмов пришло к нам из басен И.А.Крылова. Вот некоторые из них: слона-то я и не приметил (И. Крылов) - «не заметить главного»; мартышкин труд (И. Крылов) - «напрасный, суетливый труд»;

В русской фразеологии есть немалое количество фразеологизмов, которые пришли к нам из других языков. В основном, это выражения, связанные с греческой мифологией: например выражение авгиевы конюшни , имеющее значение «запущенное помещение или трудно устранимый беспорядок», связано с мифом о Геракле, который очистил огромные конюшни царя Авгия.

Таким образом , рассмотрев пути происхождения устойчивых выражений, я пришла к следующим выводам:

Фразеологизмы издавна использовались в речи людей;

Происхождение фразеологизмов связано с традициями, обычаями, ремеслами русских людей;

Многие фразеологизмы пришли в нашу речь из устного народного творчества, литературных произведений, греческой мифологии.

С конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями: крылатые выражения, афоризмы,

идиомы, пословицы и поговорки.

М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания « российскими пословиями», «фразесами», «идиотизмами» предлагая включить их в словарь.

Глава II. Практическая часть

2.1.Результаты анкетирования на тему «Фразеологизмы в нашей речи»

После изучения теоретической части, было очень интересно узнать знакомо ли ученикам нашей школы и родителям понятие «фразеологизм», какие фразеологизмы они знают, используют ли их в речи. Мною были разработаны анкеты для учащихся школы и родителей (Приложение 1 Анкета ).

Цель анкетирования: выяснить, знают ли что такое фразеологизмы, часто ли их используют в повседневной речи.

В анкетировании приняли участие 10 учащихся и 5 родителей. Всего опрошенных 15 человек.

Итак, я получила следующие результаты:

Диаграмма 1

На вопрос: «Знаете ли вы, что такое фразеологизмы?»

ответили: -«да» - 7 уч-ся (53%);

-«нет» - 8 уч-ся (47%).

На вопрос: «Где чаще всего встречаются фразеологизмы?»

Приведите примеры фразеологизмов , ответили:

Взрослые: в сказках, в пословицах;

Дети: в прозе, баснях

Все привели примеры: клевать носом, бить баклуши, разбиться в лепёшку, зарубить на носу

На вопрос: Откуда пришли фразеологизмы?

Взрослые: большинство не знают; из Библии, мифов;

Дети: большинство не знают, из Древней Руси

Диаграмма 2

Объясните значения следующих выражений:

Диаграмма 3

На вопрос: «Используете ли вы фразеологизмы в своей речи»

ответили: -«да» - 8 уч-ся (53%);

-«нет» - 3 уч-ся (20%).

- «редко»-4 уч-ся(27%)

Дополнительно я провела анкетирование шести жителей деревни Лопухинка от 17- 52 лет, предложив им ответить на вопросы анкеты.

Я получила следующие результаты:

    Знаете ли вы что такое фразеологизм? - знают все

    Где чаще всего встречаются фразеологизмы?

В разговорной речи -5 чел,

в книгах-1 чел.

    Приведите примеры фразеологизмов: зарубить на носу, делать из мухи слона, око за око, знать на зубок, ни пуха ни пера …

    Откуда пришли к нам фразеологизмы? - из сказок, из мифов, из Библии

    Употребляете ли вы в своей речи?- употребляют все.

Таким образом, я выяснила, что большинство участников анкетирования знают фразеологизмы и используют их в своей речи (диаграмма 1).

В то же время анкетирование показало, что есть ребята, которым не знакомо понятие «фразеологизм», часть учеников не могут их назвать или знают очень мало устойчивых сочетаний слов и, как следствие, не используют их в речи. (диаграмма 2, 3 ).

Исходя из вышесказанного, я пришла к выводу, что школьникам необходим словарь фразеологизмов и наглядный материал для обогащения своей речи более яркими, образными, эмоциональными выражениями.

2.2.Создание фразеологического словаря и тематических буклетов.

Я решила создать свой словарь фразеологизмов.(Приложение 2) В этом словаре разъясняются значения фразеологизмов, также будут добавлены историко-этимологические сведения о происхождении фразеологизмов и к части из них дан иллюстративный материал. Для создания словаря было отобрано 26 фразеологизмов наиболее часто встречающихся в повседневной жизни. Презентация словаря была предложена ребятам для ознакомления и дальнейшего использования в работе.

После изучения словаря, я провела игру «Узнай фразеологизм».

Все ребята справились с заданием и смогли правильно соединить фразеологизм с его значением. После того как ребята изучили словарь их речь стала более яркой и выразительной, ребята стали употреблять фразеологизмы в своей речи.

Заключение

Рассмотрев данную тему и изучив соответствующую литературу, я:

    Выяснила, что такое фразеологизмы .

    Узнала, что фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка, но система фразеологизмов не является раз и навсегда неизменяемой, новые фразеологизмы неизбежно появляются в современной речи

    Узнала, что источники фразеологических оборотов различны.

    Употребление фразеологизмов обогащает и оживляет нашу речь.

    Узнала, употребляют ли фразеологизмы в своей речи учащиеся нашей школы и их родители, жители деревни Лопухинка.

В дальнейшем я продолжу изучать литературу по данной теме и обращать внимание на особенности русского языка, продолжу работу над составлением второй части словарика. Считаю, что собранные материалы по данной теме могут быть с успехом использованы на уроках русского языка, а также во внеурочной деятельности.

Цель исследовательской работы: исследовать употребление фразеологизмов в речи, вызвать интерес у сверстников к использованию фразеологизмов в устной и письменной речи, достигнута.

Вывод : необходимо постоянно пополнять свой словарный запас, учиться употреблять фразеологизмы в своей речи; необходимо больше читать, обращаться к различным словарям, вести поисковую работу, обращаясь к творчеству писателей, трудам русских учёных

Красивая правильная речь — несомненное достоинство, как взрослых, так и детей. Человек, знающий фразеологию родного языка, умеющий ею пользоваться, обычно легко излагает мысли, за словом в карман не лезет .

Список используемой литературы

1. Введенская Л.А,. Баранов М.Т Русское слово.- М.: Просвещение, 2003.- 384с.

2. Жуков А.В. Лексико - фразеологический словарь русского языка.- М.:Эксмо, 2009. -361с.

3. Жуков А.В., Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. -М.: Просвещение, 2003. -167с.

4.Мемерович А.М. Фразеологизмы в русской речи: словарь. -М АСТ,2005.-213 с.

5. Молотков А.И. Основы фразеологии русского языка.- СПБ.: Наука, 2006. -248 с.

6. Степанов М.И. Фразеологический словарь русского языка-СПБ.: Виктория плюс, 2003.-608 с.

Приложение 1

Анкета Использование фразеологизмов

Друзья!

Просим Вас ответить на вопросы анкеты для проведения исследовательской работы, посвященной фразеологизмам

1. Знаете ли вы что такое фразеологизм?

2. Используете ли вы фразеологизмы в своей речи?

3. Где чаще всего встречаются фразеологизмы?

_________________________________________

4. Приведите примеры, используемых Вами фразеологизмов. (если используете)

________________________________________________________________________________

5. Откуда пришли к нам фразеологизмы?

__________________________________________________________

6. Объясните значение следующих фразеологизмов:

Прикусить язык- _________________________________________

Кот наплакал-___________________________________________

Бить челом-______________________________________________________

Сесть в калошу-__________________________________________________

Коту под хвост-_______________________________________________________

Бить челом- ______________________________________________________

Приложение 2

Материал для создания словаря

«УЗНАЙ ФРАЗЕОЛОГИЗМ»

В словаре будут представлены картинки фразеологизмов, а на обратной стороне листа - материал о том, что означает данный фразеологизм.

Как курица лапой - писать или рисовать неразборчиво, непонятно и некрасиво. Если пронаблюдать за курами и за тем, какие следы лапками они оставляют на земле, то можно заметить, что они складываются в замысловатые узоры. «После четырёх лет художественной школы я по-прежнему рисую как курица лапой».

Работать спустя рукава небрежное, безответственное отношение к труду, желание сделать всё тяп-ляп, неаккуратно, с ленцой, то есть «спустя рукава». Небрежные, ленивые люди спустя рукава читают, пишут, учатся, относятся к своим обязанностям, шьют, строят, руководят - словом, выполняют любую работу.

Белая ворона

Начнем с очевидного. Вороны обычно черные, иногда черные с серым, но ни в коем случае не белые. Альбиносы - это вообще редко встречающееся явление. Отсюда белая ворона (значение фразеологизма см. далее) - это объект, сильно выделяющийся из общего ряда. Это не просто количественное отличие, а природная внутренняя черта чего-то, что создает совершенно иное представление о положении вещей. Туманная формулировка. Примеры помогут нам ее прояснить.

Кот в мешке означает приобрести что-то за глаза, не зная ничего о недостатках или достоинствах покупки.

Зарубить на носу запомнить крепко-накрепко, раз и навсе-гда.

Многим представляется, что сказано это не без жестокости: не очень-то приятно, если тебе предлагают сделать зарубку на собствен-ном лице. Напрасный страх. Слово нос тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записей. В древ-ности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками, резами делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами.

Крокодиловы слёзы

С древнейших времен у многих народов существует поверье, что крокодил плачет, когда поедает свою жертву. И создается впечатление, что он плачет от жалости к тому, кого сейчас поедает. Поскольку «этого не может быть, потому, что не может быть никогда», то выражение крокодиловы слёзы (или лить крокодиловы слёзы) в переносном смысле означает лицемерно выказывать сожаление своей жертве, лицемерно переживать, выказывать притворное соболезнование.

На самом деле у крокодила под глазами расположены железы, через которые из организма выводятся излишки соли, что внешне очень напоминает слёзы. Кстати, наши человеческие слёзы тоже частично выполняют функцию вывода солей - попробуйте ваши слёзы на язык - они солёные.

Дело в шляпе

Несколько столетий назад, когда почты в теперешнем ее виде не су-ществовало, все сообщения доставлялись гонцами на лошадях. По проезжим дорогам бродило тогда немало разбойников, и сумка с па-кетом могла привлечь внимание грабителей. Поэтому важные бу-маги, или, как их раньше называли, дела, зашивали под подклад-ку шляпы или шапки. Отсюда и возникло выражение — «дело в шля-пе ».Данный фразеологизм означает то, что все хорошо, все в порядке. Об успешном завершении, исходе чего-либо

Держать быка за рога

Выполнять какое-то дело твердо, решительно и последовательно.

    Точить лясы

    На Волге издавна славились семеновские балясники. Из осиновых плах выделывали они фигурные балясины для украшения перил, балконных поручней, оконных рам.Работа эта считалась сравнительно легкой и несерьезной: это вам не дом ставить.Балясники точили балясы (или лясы ) и пели, вели бойкий шутливый разговор.

    Фразеологизм «точить лясы» означает: разговаривать, болтать.

    Лезть на рожон

    В Древней Руси рожон — «заостренный с одного конца кол, шест, рогатина». Смельчаки-охот-ники шли на медведя с выставленным перед собой колом. Напоров-шись на рожон, зверь погибал.

    Отсюда появилась поговорка лезть на рожон. Смысл её: «нарываться» по своей воле на крупные неприятности».

Медвежья услуга - неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред. Фразеологизм восходит к басне И. А. Крылова "Пустынник и медведь", рассказывающей о дружбе пустынника с медведем. Однажды пустынник лег спать, а медведь отгонял от него мух. Согнал муху со щеки, она села на нос, затем на лоб. Медведь взял увесистый булыжник и убил им муху на лбу у друга.

Гоголем ходить

    Гоголь — это дикая утка. По берегу он ходит важно, вперевалочку, выпя-тив грудь вперед и гордо откинув назад голову. О человеке, который ходит важно, шествует, говорят, что он ходит гоголем.

Самые известные фразеологизмы русского языка

  • Авгиевы конюшни
  • Разгреби сначала эти авгиевы конюшни, а там и гулять пойдешь.

    Значение . Захламленное, загрязненное место, где все в полном беспорядке.

    Происхождение . Жил в древней Элиде, рассказывается в древнегреческой легенде, царь Авгий, страстный любитель лошадей: три тысячи коней держал.он в своих конюшнях. Однако стойла, в которых содержались лошади, никто не чистил в течение тридцати лет, и они по самую крышу заросли навозом.

    На службу к Авгию был послан Геракл, которому царь и поручил очистить конюшни, что не под силу было сделать никому другому.

    Геракл был столь же хитроумен, сколь и могуч. Он направил в ворота конюшен воды реки, и бурный поток за сутки вымыл оттуда всю грязь.

    Греки воспели этот подвиг наряду с другими одиннадцатью, а выражение «авгиевы конюшни» стали применять ко всему запущенному, загрязненному до последнего предела и вообще для обозначения большого беспорядка.

  • Аршин проглотить
  • Стоит, словно аршин проглотил.

    Значение . Держаться неестественно прямо.

    Происхождение . Турецкое слово «аршин», означающее меру длины в один локоть, давно уже стало русским. До самой революции русские купцы и мастеровые постоянно пользовались аршинами - деревянными и металлическими линейками длиной в семьдесят один сантиметр. Представьте себе, как должен выглядеть человек, проглотивший такую линейку, и вы поймете, почему это выражение применяется по отношению к чопорным и надменным людям.

  • Белены объесться
  • В пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке» старик, возмущенный бесстыдной жадностью своей старухи, гневно говорит ей: «Что ты, баба, белены объелась?»

    Значение . Вести себя вздорно, злобно, как сумасшедший.

    Происхождение . В деревне на задворках и свалках вы можете встретить высокие кусты с грязно-желтоватыми, в лиловых прожилках цветками и неприятным запахом. Это и есть белена - очень ядовитое растение. Ее семена напоминают мак, но тот, кто их съест, становится похож на безумного: бредит, буйствует, а нередко и умирает.

  • Водить за нос
  • Умнейший человек, не раз и не два водил противника за нос.

    Значение . Обманывать, вводить в заблуждение, обещать и не выполнять обещанного.

    Происхождение . Выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей на показ за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедняг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки.

  • Волосы дыбом
  • Его охватил ужас: глаза выкатились, волосы дыбом.

    Значение . Так говорят, когда человек очень испугался.

    Происхождение . «Стоять дыбом» - это стоять навытяжку, на кончиках пальцев. То есть, когда человек пугается, у него волосы словно на цыпочках на голове стоят.

  • Вот где собака зарыта!
  • Ах, вот оно что! Теперь понятно, где собака зарыта.

    Значение . Вот в чем дело, именно в этом истинная причина.

    Происхождение . Существует рассказ: австрийский воин Сигизмунд Алътенштейг все походы и битвы провел вместе со своей любимой собакой. Однажды, во время путешествия по Нидерландам, собака даже спасла от гибели своего хозяина. Благодарный воин торжественно похоронил своего четвероногого друга и на его могиле поставил памятник, простоявший более двух столетий - до начала XIX века.

    Позже собачий памятник мог быть разыскан туристами лишь при помощи местных жителей. В то время и родилась поговорка «Вот где собака зарыта!», имеющая ныне смысл: «нашел, что искал», «докопался до сути».

    Но есть более древний и не менее вероятный источник дошедшей до нас поговорки. Когда греки решили дать персидскому царю Ксерксу сражение на море, они заранее посадили на суда стариков, женщин и детей и переправили их на остров Саламин.

    Рассказывают, что собака, принадлежавшая Ксантиппу, отцу Перикла, не пожелала расстаться со своим хозяином, прыгнула в море и вплавь, вслед за судном, добралась до Саламина. Изнемогшая от усталости, она тут же издохла.

    По свидетельству историка древности Плутарха, этой собаке поставили на берегу моря киносему - собачий памятник, который очень долго показывали любопытным.

    Некоторые немецкие лингвисты полагают, что это выражение создано кладоискателями, которые из страха перед нечистой силой, якобы сторожащей каждый клад, не решались прямо упоминать о цели своих поисков и условно стали говорить о черной собаке, подразумевая иод этим черта и клад.

    Таким образом, согласно этой версии, выражение «вот где собака зарыта» означало: «вот где клад зарыт».

  • Всыпать по первое число
  • За такие дела им, конечно, следует всыпать по первое число!

    Значение . Сурово наказать, отругать кого-либо

    Происхождение . Уж что-что, а это-то выражение вам знакомо... И откуда оно только свалилось на вашу несчастную голову! Не поверите, но... из старой школы, где учеников пороли каждую неделю, независимо от того, прав или виноват. И если наставник переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца.

Втирать очки

    Не верьте, это вам очки втирают!

    Значение . Обманывать кого-либо, представляя дело в искаженном, неправильном, но выгодном для говорящего свете.

    Происхождение . Речь не идет об очках, которые служат для исправления зрения. Есть другое значение слова «очки»: красные и черные знаки на игральных картах. С тех пор как существуют карты, были на свете и нечестные игроки, шулера. Они, чтобы обмануть партнера, пускались на всякие фокусы. Умели они, между прочим, незаметно «втирать очки» - превращать семерку в шестерку или четверку в пятерку, на ходу, во время игры, вклеивая «очко» или замазывая его особым белым порошком. Понятно, что «втирать очки» стало означать «обжуливать», отсюда родились особые слова: «очковтирательство», «очковтиратель» - ловкач, который умеет приукрасить свою работу, плохое выдать за очень хорошее.

Гол как сокол

    Кто мне доброе слово молвит? Ведь я кругом сирота. Гол как сокол.

    Значение . Очень бедный, нищий.

    Происхождение . Многие думают, что речь идет о птице. Но она-то не бедная и не богатая. На самом деле «сокол» - старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая («голая») чугунная болванка, закрепленная на цепях. Ничего лишнего!

  • Голая правда
  • Вот таково положение дел, голая правда без прикрас.

    Значение . Правда как она есть, без обиняков.

    Происхождение . Это выражение латинское: Nuda Veritas [нуда веритас]. Оно взято из 24-й оды римского поэта Горация (65 - 8 до н. э.). Античные скульпторы аллегорически изображали истину (правду) в виде обнаженной женщины, что должно было символизировать подлинное положение вещей без умолчания и прикрас.

  • Горе луковое
  • Да умеешь ли ты суп варить, горе луковое.

    Значение . Недотепа, незадачливый человек.

    Происхождение . Едкие летучие вещества, в изобилии содержащиеся в луковице, раздражающе действуют на глаза, и хозяйка, покуда крошит лук для своей стряпни, льет слезы, хотя горя нет ни малейшего. Любопытно, что слезы, вызванные действием раздражающих веществ, по химическому составу отличаются от искренних слез. В слезах фальшивых больше белка (это и неудивительно, ведь такие слезы призваны нейтрализовать едкие вещества, попавшие в глаз), поэтому фальшивые слезы слегка мутноватые. Впрочем, этот факт всякий человек знает интуитивно: мутным слезам веры нет. И горем луковым называют не горе, а неприятность преходящую. Чаще всего полушутливо, полуогорченно обращаются к ребенку, который опять что-то учудил.

  • Довести до белого каления
  • Мерзкий тип, доводит меня до белого каления.

    Значение . Разозлить до предела, довести до бешенства.

    Происхождение . Когда металл нагревают при ковке, он в зависимости от температуры светится по-разному: сначала красным светом, потом желтым и, наконец, ослепительно белым. При более высокой температуре металл расплавится и закипит. Выражение из речи кузнецов.

  • Дым коромыслом
  • В корчме дым стоял коромыслом: песни, пляски, крик, драка.

    Значение . Шум, гам, беспорядок, суматоха.

    Происхождение . В старой Руси избы часто топили по-черному: дым уходил не через печную трубу, а через специальное окошко или дверь. И по форме дыма предсказывали погоду. Идет дым столбом - будет ясно, волоком - к туману, дождю, коромыслом - к ветру, непогоде, а то и буре.

  • Зарубить на носу
  • И заруби это себе на носу: обмануть меня тебе не удастся!

    Значение . Запомнить крепко-накрепко, раз навсегда.

    Происхождение . Слово «нос» тут вовсе не означает орган обоняния. Как это ни странно, оно значит «памятная дощечка», «бирка для записей». В древности неграмотные люди всюду носили с собой такие палочки и дощечки и на них делали всевозможные заметки, зарубки. Эти бирки и звались носами.

Найти человека, который бы не знал и не использовал бы ни одного фразеологизма, не просто трудно, но и в принципе невозможно. Фразеологизмы используются нами ежедневно, но мало кто знает, зачем же нам нужны фразеологизмы.

Что такое фразеологизмы?

Напомню, что фразеологизмы - устойчивые выражения, которые в течение столетий кропотливо отбирались как самые запоминающиеся и наиболее яркие. Увидеть мы это сможем, если сравним такие словосочетания:

Профессора слушали очень внимательно. - Профессора слушали затаив дыхание.

Над этим стоит подумать. - Над этим надо пораскинуть мозгами.

Они разговаривали. - Они точили лясы.

Вторые предложения в этих парах дают больше информации, а именно:

  1. мы понимаем, что лекция профессора была действительно интересной;
  2. проблема, стоящая перед тем, кто собрался пораскинуть мозгами, действительно того стоит;
  3. разговоры, которые можно назвать точением лясов, пустые и бессмысленные.

Отсюда вывод: фразеологизмы нужны не просто для того, чтобы обогатить и украсить нашу речь, но и точнее высказать мысль, что в итоге позволяет лучше понять собеседника.

Главная особенность фразеологизмов

По своим свойствам фразеологизмы не похожи на простые словосочетания. Все слова в устойчивых выражениях зависят друг от друга, их нельзя изменить, переставить в другое место или дополнить другими произвольными словами. Например, мы не можем сказать на него все махнули левой рукой или делать из мухи жирафа .

С одной стороны получается, что фразеологизмы ограничивают творческие возможности языка, а с другой - они позволяют заменить одной ёмкой фразой многословное предложение. Одно дело сказать: "На него все махнули рукой" . И совсем другое - долго объяснять, что все перестали обращать внимание на слова и поступки определённого человека.

Фразеологизмы на все случаи жизни

Также фразеологизмы выполняют и функцию оценки. А, как известно, человека хлебом не корми - дай кого-нибудь или что-нибудь обсудить и оценить. Вот и говорим мы всем тунеядцам, что они бьют баклуши и работают спустя рукава, а себя подбадриваем пословицами типа "Волков бояться - в лес не ходить". Кстати, пословицы, поговорки, фразы из книг и кинофильмов - это тоже фразеологизмы. Так что словарь фразеологизмов не высечен на граните, а постоянно пополняется и обогащается.

Игра в слова

Фразеологизмы чем-то напоминают занимательную игру в слова. Современному человеку очень трудно иногда понять, почему именно так говорят, а не иначе. Многие слова теперь используются только в составе фразеологизмов. И вообще, многие устойчивые выражения запечатлели историю той или иной страны и языка.

Таким образом , фразеологизмы нужны в речи для того, чтобы

  • выразить свои мысли и эмоции с наибольшей точностью;
  • украсить нашу речь и сделать её образнее;
  • поиграть в слова и узнать историю языка и целого народа.

Фразеологизмы, устойчивые маленькие неделимые словосочетания, и крылатые выражения часто употребляются в повседневной речи . Благодаря этим метким, ярким изречениям, она становится более живой и эмоциональной. Входящие во слова чаще всего совершенно не соответствуют своему лексическому значению и употребляются не в буквальном, а в переносном смысле , тем не менее, все прекрасно понимают, о чем идет речь. Например: бежать без оглядки - очень быстро, у черта на куличках - где-то очень далеко, - уязвимое место, купить кота в мешке - приобрести товар, ничего не зная о его достоинствах.

Принцип состоит в том, чтобы извлечь один элемент из строки, чтобы заменить его другим, не меняя контекста. Это позволяет исследовать, как элемент отличается от всех остальных, которые могут быть помещены на его место. Переключение происходит на парадигматической оси. Его следует отличать от перестановки, которая имеет место на синтагматической оси и которая находится в начале встречных путей.

Это переключение звука другим звуком, который вызывает изменение смысла. Поэтому они являются фонемами. Они должны быть отмечены между опорными стержнями. Целью теста переключения является выделение отличительных единиц в четко определенных положениях. Таким образом, фонологу удается получить конечное число функциональных единиц, составляющих инвентаризацию фонем языка.

Зачем нужны фразеологизмы

Иногда, чтобы добиться нужного речевого эффекта, трудно подобрать ясные и образные слова. Фразеологизмы помогают точнее и эмоциональнее передать иронию, насмешку, горечь, любовь - все человеческие чувства. Они дают возможность ярче выразить свою мысль и донести ее до собеседника.

Часто пользуясь фразеологизмами в повседневной речи, мы даже не замечаем этого, не задумываемся, как составить предложение с фразеологизмом - просто произносим его автоматически, ведь крылатые выражения знакомы и привычны каждому человеку с детства. Многие из них пришли к нам из легенд и сказок, из других языков и эпох.

Фонема - это звуковая форма, состоящая из набора отличительных признаков . Он имеет означающий и не означает. При переключении он помогает произвести изменение направления для единиц более высокого порядка, «слов». Он имеет отличительную функцию. Это самая маленькая лингвистическая единица.

Фонологическое описание функциональных единиц

Принцип состоит в том, чтобы выявить постоянные характеристики фонем. Иными словами, это означает, что это позволяет отличить эту фонему от всех других фонем в системе. В следующей таблице определяется фонологический статус 3 согласных. Он основан на сочетании 4 отличительных артикуляторных свойств.

Легко ли составить предложение с фразеологизмом? Проще пареной репы , если знать их основные признаки.

Признаки фразеологизмов

  1. Фразеологизмы - словосочетания абсолютно устойчивые, они не терпят произвольной замены или пропуска слов, а также их немотивированной перестановки. Например, не следует вместо выражения «плевать в потолок» (бездельничать), говорить «плевать в окно» (выражение приобретает буквальный смысл).
  2. Многие фразеологизмы заменяются одним словом: с глазу на глаз (наедине), капля в море (мало), хоть отбавляй (много).
  3. Если с фразеологизмом, то независимо от количества слов он является одним членом предложения (подлежащее, сказуемое, обстоятельство и т. д.).
  4. Фразеологизмы имеют одно или несколько разных значений: бабушкины сказки -небылицы; сходить с ума - терять рассудок - делать глупости - сильно увлекаться чем-либо или кем-либо.

О правильном использовании фразеологизмов

Чтобы правильно составить предложение с фразеологизмом, нужно точно понимать его смысл, это поможет избежать нелепых Недопустимо употребление искаженных вариантов устойчивых фраз, неуместное или неправильное их применение. Вот простой пример: «Сегодня, провожая в последний путь учеников нашей школы, хочется сказать им слова напутствия». Налицо пример неправильного использования фразеологизма: провожать в последний путь - означает участвовать в похоронах.

Фонологический статус 3 согласных

Таким образом, фонема на данном языке. Содержит и одновременно достигает нескольких характеристик; определяется на основе его отличительных особенностей. Они делают различие между ним и другими фонемами языка; существует потому, что он по крайней мере противоположен другим фонемам системы. Эта функция называется соответствующей функцией; также существует по понятию взаимности: оно помогает определить фонологический статус других фонем; его собственный статус определяется другими функциональными единицами системы. Им противостоит только соответствующая особенность «озвучивания».

Одно и то же словосочетание может использоваться как в буквальном смысле , так и в переносном. Вот простой тест: в приведенных ниже примерах укажите предложение с фразеологизмом:

  1. Наконец и на реку пришла весна, лед тронулся.
  2. Лед тронулся, господа присяжные заседатели.

Очевидно, что в первом предложении слова используются в своем прямом значении, во втором - это фразеологизм, означающий, что дело началось.

Различные типы вариантов

Он функционирует на французском языке. Это не актуально на испанском языке, где это вариант. У фонемы необязательная реализация. Это может привести к появлению вариантов. Фонолог продолжает свою работу по классификации и иерархизации звуковых элементов, различая различные типы вариантов. Эти варианты считаются свободными, поскольку они находятся за пределами лингвистической системы. И ничто в системе не может оправдать их внешний вид. Они являются проявлением принципа, вездесущего в устном, вариации.

Вариационные факторы, приводящие к появлению свободных вариантов

Последний не хочет их производить. Они обусловлены экстралингвистическими причинами и содержат ряд указаний. Он также может быть. Они находятся в коммутации, а не в оппозиции. Их вариация свободна, она зависит исключительно от говорящего. Это всегда одно и то же слово, которое реализуется независимо от варианта, используемого для его произнесения.

Роль фразеологических оборотов в различных речевых стилях


Употребление фразеологизмов и крылатых выражений в публицистике, художественной литературе и просто в связано с их образностью и экспрессией, богатыми выразительными возможностями. Они помогают избежать шаблонности, безликости и сухости в речевом общении. Например, выражение "пройти сквозь огонь и воду" - образное обозначение преодоления всех препятствий.

Это вариации, которые система может точно предсказать. Они обусловлены строго лингвистическими соображениями и проявляются в определенном контексте внешнего вида . Для данной фонемы возможен только один вариант в точном и всегда идентичном контексте, другой вариант встречается в другом контексте точно так же точно и идентично. Эти комбинаторные варианты встречаются в определенной точке цепи, они взаимоисключающие, они являются аллофонами фонемы.

✔︎ согласно правилам согласной ассимиляции, когда следуют 2 согласных, это второй, который ассимилирует 1-й. ✔ ︎ случай средних апертурных гласных. На юге Франции строго применяется правило открытого гласного в закрытом слоге и гласной, закрытой открытым слогом. Это не везде.

Книжные фразеологизмы при этом имеют более высокую экспрессивно-стилистическую окраску и придают речи поэтичность, торжественность. Разговорно-бытовые изречения позволяют выразить фамильярность, иронию, презрение и т. д.

Фразеологизмы - почти всегда образные, яркие выражения. Это важное средство языка, используемое как готовые сравнения, определения, как эмоциональные характеристики окружающей действительности.

Таким образом, фонема реализуется конкретно бесчисленными вариантами. Бесплатно: они индивидуальны и зависят от говорящего; Комбинация: они зависят от языкового контекста. Варианты не являются функциональными. Они не влияют на содержание сообщения. Более того, говорящий не осознает свою манеру произносить их.

Нейтрализация и архифоном

На русском языке звуковой согласный произносится как его глухой аналог в абсолютном финале. Ситуационный контекст для решения. Отмечается, что нейтрализация. Происходит в точном положении; реализуется между двумя фонемами, имеющими одни и те же отличительные черты , кроме одного. Другими словами, две фонемы противостоят только одному удару; приводит к приостановке противостояния между двумя фонемами, имеющими те же характеристики. Архифоном - общая основа , общие отличительные особенности двух фонем в рассматриваемой позиции нейтрализации.

Найти человека, который бы не знал и не использовал бы ни одного фразеологизма, не просто трудно, но и в принципе невозможно. Фразеологизмы используются нами ежедневно, но мало кто знает, зачем же нам нужны фразеологизмы.

Что такое фразеологизмы?

Напомню, что фразеологизмы - устойчивые выражения , которые в течение столетий кропотливо отбирались как самые запоминающиеся и наиболее яркие. Увидеть мы это сможем, если сравним такие словосочетания:

Эта статья является простым напоминанием о существенных различиях между фонетикой и фонологией. Эти два термина часто являются проблематичными для студентов, изучающих лингвистику. Современные фонологические теории сложнее решать. В следующей таблице приведены некоторые важные моменты , затронутые в этой статье.

Фонетика и фонология: взаимные отношения уважения и уважения. Однако важно не путать свои области обучения. Изучение фонетики звучит как физическое явление, независимо от любой функции, которую может иметь звук в данном контексте. Именно здесь, однако, область изучения фонологии. Он изучает функции звуков, которые могут быть описаны в данной лингвистической системе, благодаря фонетическим исследованиям, которые были сделаны из них. Сначала мы обратимся к фонетике, изучению звуков как таковых.

Профессора слушали очень внимательно. - Профессора слушали затаив дыхание.

Над этим стоит подумать. - Над этим надо пораскинуть мозгами.

Они разговаривали. - Они точили лясы.

Вторые предложения в этих парах дают больше информации, а именно:

  1. мы понимаем, что лекция профессора была действительно интересной;
  2. проблема, стоящая перед тем, кто собрался пораскинуть мозгами, действительно того стоит;
  3. разговоры, которые можно назвать точением лясов, пустые и бессмысленные.

Отсюда вывод: фразеологизмы нужны не просто для того, чтобы обогатить и украсить нашу речь, но и точнее высказать мысль, что в итоге позволяет лучше понять собеседника.

Затем мы сосредоточимся на фонологии, изучении звуков как функциональных элементов данной лингвистической системы. Важно еще раз не смущать разные терминологические традиции. Американский структурализм называет все фонетические и фонологические исследования, называемые фонологией. Фонетика в «европейском смысле» называется фонетикой; но «европейскую» фонологию называют фонематикой. Этот последний термин станет более ясным, если мы рассмотрим эту тему.

Вот почему фонетика делится на три субдисциплины. Он направлен на то, что происходит во время приема, дифференциации и идентификации звуков. Таким образом, он описывает, можно сказать, путь, ведущий от уха к мозгу. Одним из его кардинальных аналитических приборов являются измерения диапазонов частот звуковых волн, которые передают звук.

Главная особенность фразеологизмов

По своим свойствам фразеологизмы не похожи на простые словосочетания. Все слова в устойчивых выражениях зависят друг от друга, их нельзя изменить, переставить в другое место или дополнить другими произвольными словами. Например, мы не можем сказать на него все махнули левой рукой или делать из мухи жирафа .

Диапазоны частот оказываются так называемой сонограммой. Однако его попытка не увенчалась успехом, и даже сегодня нет устоявшейся и развитой акустической фонологии. Фонетика, которая стала наиболее важной для структурных исследований, - это артикуляторная фонетика. Фонетика и фонология - это, в то же время, область, в которой наиболее эффективно применяются структурные процедуры. Мы увидим, что строго структурный подход имеет трудности в анализе более крупных организаций, таких как предложения, тексты и даже интерактивные механизмы, регулирующие беседу.

С одной стороны получается, что фразеологизмы ограничивают творческие возможности языка, а с другой - они позволяют заменить одной ёмкой фразой многословное предложение. Одно дело сказать: "На него все махнули рукой" . И совсем другое - долго объяснять, что все перестали обращать внимание на слова и поступки определённого человека.

Для этого он относится к артикуляционным органам, которые участвуют в производстве звука. Прежде всего, мы должны знать об этих органах. В следующих параграфах мы дадим технические термины только на французском языке; чтобы сделать ссылку на немецкий технический словарь , все цифры включают термины на обоих языках. Основным органом звукового производства является гортань. Он расположен на верхнем конце трахеи и способен закрыть последнее благодаря надгортаннику. В момент артикуляции надгортанник поднимается.

Под ним лежат голосовые связки, которые оставляют между собой проход - глоттиту - которым воздух может истекать в сторону артикуляторных органов буккальной и носовой полостей. Это происходит во время артикуляции; то голосовые связки вступают в действие или остаются в покое. Если они вступают в действие, они сжимают глитти и оказывают давление на проходящий воздух, который, в свою очередь, вибрирует голосовые связки. Когда они вибрируют, звук, который создается, - это звук. Когда, с другой стороны, голосовые связки остаются в покое, звук звучит глухо.

Фразеологизмы на все случаи жизни

Также фразеологизмы выполняют и функцию оценки. А, как известно, человека хлебом не корми - дай кого-нибудь или что-нибудь обсудить и оценить. Вот и говорим мы всем тунеядцам, что они бьют баклуши и работают спустя рукава, а себя подбадриваем пословицами типа "Волков бояться - в лес не ходить". Кстати, пословицы, поговорки, фразы из книг и кинофильмов - это тоже фразеологизмы. Так что словарь фразеологизмов не высечен на граните, а постоянно пополняется и обогащается.

Чтобы дать точное описание произведенных звуков, фонетика использует термины, полученные из органов и точек артикуляции, участвующих в артикуляции рассматриваемого звука. Письменное представление звуков обеспечивается фонетической транскрипцией, стандартизированной Международной фонетической ассоциацией. В романскоязычных странах есть также немного менее точная транскрипция, адаптированная к романским языкам. Эта транскрипция называется, согласно именам тех, кто ее разработал, «обозначение Бёмер-Буржез».

Затем будет проведено различие между гласными и согласными, принимая во внимание тот факт, что первые имеют резонанс, характерный для них тембр, в то время как последние являются способом шумов, возникающих из-за специфической модуляции, что воздух знает, когда он проходит артикуляторный аппарат. Сочленение гласного, каким бы оно ни было, всегда требует, чтобы голосовые связки вступали в вибрацию. Индивидуальный патч, который является характеристикой гласных, в отличие от согласных, возникает из-за точного расположения артикуляторного аппарата, как показано в вертикальном разрезе на рисунке.

Игра в слова

Фразеологизмы чем-то напоминают занимательную игру в слова. Современному человеку очень трудно иногда понять, почему именно так говорят, а не иначе. Многие слова теперь используются только в составе фразеологизмов. И вообще, многие устойчивые выражения запечатлели историю той или иной страны и языка.

Таким образом , фразеологизмы нужны в речи для того, чтобы

Это положение органов и точек, артикуляция друг с другом, которая модулирует воздух, поступающий из легких, чтобы вызвать конкретный тембр данного гласного. Можно было легко представить другие критерии; но для гласных индоевропейских языков эти критерии позволяют получить удовлетворительную точность. Отклонение челюсти. Когда рот открывается, чтобы получить гласную, верхняя челюсть и нижняя челюсть удаляются друг от друга, образуя угол. Чем больше угол, тем более открытый гласный; и наоборот, чем меньше, тем более закрыто.

Вот почему этот критерий также называется апертурой. Относительно его диафрагмы находится промежуток времени. Действие губ. Модуляция воздуха может включать в себя губы. Возможно, они просто открывают воздух, чтобы пройти воздух; также возможно, что они образуют круг. Де-гебень - полуоткрытый негубальный гласный.

  • выразить свои мысли и эмоции с наибольшей точностью;
  • украсить нашу речь и сделать её образнее;
  • поиграть в слова и узнать историю языка и целого народа.