Электронный больничный: инструкция для бухгалтера. Фонд социального страхования, его предназначение Система социального страхования в РФ включает в себя

Обязательное социальное страхование позволяет минимизировать негативные последствия от возможного изменения материального или социального положения граждан по причинам, совершенно независящим от них. Такая система защиты регулируется тремя различными фондами, одним из которых является Фонд социального страхования Российской Федерации.

Что такое Фонд социального страхования?

Фондом социального страхования называется организация внебюджетного типа, которая была создана с целью реализации программы обязательного страхования. Все задачи, которые выполняет такая организация, регулируются федеральными законами. Контроль также производится на основе Бюджетного кодекса РФ.

Средства такого фонда формируются за счет взносов компаний, выступающих в качестве работодателей. Кроме этого, следует также отметить еще и дополнительные источники наполнения ФСС:

  • доходы от инвестиций;
  • бюджетные ассигнования;
  • страховые взноса предпринимателей;
  • другие способы денежных поступлений.

Ассигнованные средства выделяются из центрального бюджета в пользу регионов для покрытия затрат. Впоследствии определенная денежная сумма используется в качестве финансовой помощи гражданам в виде выплаты поощрительных пособий, частичной компенсационных выплат для ДЮСШ и лечебно-оздоровительных учреждений, оплату проезда и путевок определенным категориям граждан.

Сконцентрированный объем финансовых ресурсов фонда не должен быть избыточным. При таком раскладе возможен вариант завышения затрат на производство и конечную продукцию, что обусловлено повышением взносов для работодателей, выступающих в качестве основных плательщиков.

С целью достижения финансовой стабильности очень важно корректно определить расчетную базу и размер страхового тарифа. Трудность проведения расчетов определяется тем, что начисление может производиться по причине различных страховых взносов, вероятность которых определяется целым рядом причин.

Более того, некоторые выплаты Фонда носят нестраховой характер, что делает начальную ситуацию еще более запутанной.

Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации позволяет определить структуру и специализацию этой организации. Деятельность такого фонда осуществляется в соответствии с конституционными нормами РФ.

Любое региональное отделение фонда способно выполнять оперативное управление средствами, которые были переданы в организацию из различных источников. Денежные средства, которые находятся отдельном взятом региональном отделении, позиционируются в качестве федеральной собственности. Они не являются составной частью регионального бюджета и не подлежат изъятию для последующей траты в других целях.

Для хранения определенной денежной суммы Фонда социального страхования открывается специальный банковский счет, управлять которым может исключительно председатель организации или же должностные лица, находящиеся в его непосредственном подчинении. В последнем случае распоряжение средствами возможно только с согласия председателя Фонда.

Касательно структуры ФСС, то в состав такой организации включены следующие исполнительные органы:

  • Региональные отделения. Основная задача таких отделений заключается в распоряжении средства Фонда на территории отдельного взятого субъекта РФ. Региональные отделения обслуживают жителей в регионах.
  • Центральные отраслевые отделения. Такие исполнительные органы специализируются на управлении средствами в отдельных отраслях хозяйства.
  • Филиалы отделений. При необходимости могут быть созданы филиалы. Образование дополнительных исполнительных органов позволяет минимизировать нагрузку на центральные отделения фонда.

Во главе Фонда социального страхования находится председатель, который выступает в качестве главного исполнительного лица.

Деятельность ФСС обеспечивается благодаря работе аппарата фонда. Взаимодействие региональных исполнительных органов обеспечивается деятельностью аппаратов органов Фонда субъектов РФ.

Непосредственно при самом фонде, территориально расположенном в Москве, создаётся правление. Для регулировки деятельности региональных и отраслевых отделений создаются специальные координационные советы. Фонд социального страхования имеет собственную гербовую печать и является юридическим лицом.

Функции и управление

Отчисления в Фонд социального страхования формируют достаточную денежную сумму, которая может использоваться в различных целях. Денежные средства плательщиков могут быть направлены для оказания финансовой помощи граждан. ФСС Российской Федерации разрешает множество задач.

Среди обязательных функций ФСС - обеспечение льготных категорий граждан путевками на санаторно-курортное лечение, а также обеспечение мероприятий, направленных на сокращение травматизма на производстве.

Процедура управления ФСС осуществляется при непосредственном участии Правительства РФ и общероссийских профсоюзных объединений. Председатель и заместитель фонда назначаются Правительством РФ.

Председатель фонда имеет пять заместителей, которые в случае необходимости должны разрешать возложенные на них задачи. Среди основных функций, которые должен выполнять председатель ФСС следует отметить:

  • руководство деятельностью фонда;
  • утверждение финансовых отчетов об использовании средств;
  • внесение проектов бюджета;
  • распределение обязанностей между заместителями;
  • издание приказов, соответствующих компетенции председателя;
  • определение направлений международного сотрудничества.

Сотрудничая с Министерством труда и социального развития, председатель ФСС может заниматься разработками предложений по улучшению систем социального страхования. В обязанности председателя ФСС также включены функции по открытию и закрытию банковских счетов центрального отделения и региональных исполнительных органов. При необходимости может приниматься решение о списании имеющихся остатков в пользу центральных отраслевых отделений фонда.

Несмотря на широкие полномочия, возложенные на председателя ФСС, процедура управление организацией подразумевает коллективное вмешательство. Полный состав правления включает в себя 35 человек.

В случае необходимости разрешения конкретных вопросов представитель правления может инициировать заседание. При условии отсутствия председателя Фонда социального страхования инициировать заседание правления может один из его заместителей.

На заседаниях такого типа чаще всего рассматриваются вопросы, касающиеся совершенствования программ социального страхования. Здесь же производится разработка проектов бюджета Фонда и размеров тарифа страховых взносов. Отдельное внимание при этом уделяется контрольно-ревизионной деятельности организации.

Региональные отделения фонда проводят регистрацию страхователей. Для более плотного взаимодействия с центральными исполнительными органами региональные отделения должны периодические предоставлять отчеты о своей деятельности.

Фонд социального страхования обеспечивает начисление выплат определенным категориям граждан в случае наступления страхового случая. Деятельность такой внебюджетной организации регулируется целой совокупностью нормативных актов. ФСС выполняет множество различных функций по обеспечению минимизации производственного травматизма. Средства фонда формируются за счет регулярных взносов плательщиков, в качестве которых могут выступать предприниматели, инвесторы, организации-работодатели. Сбережения такой организации не являются частью регионального бюджета.

Правовой статус ФСС определяется в соответствии с действующими федеральными законами. Такая организация относится к категории внебюджетных, поэтому при условии наступления страхового случая Фонд имеет право назначать и проводить соответствующие проверки с целью идентификации возможных нарушений.

При перечислении страховых взносов работники внебюджетной организации могут проверять пакет документов, которые имеют непосредственное отношение к выплатам страхового обеспечения. Ввиду того, что средства ФСС не являются частью региональной бюджетной системы, они не могут быть изъяты с банковского счета.

Отчетность Фонд социального страхования контролирует председатель управления организации. С определенной периодичностью председатель ФСС должен предоставлять отчет об исполнении бюджета.

ФСС является специализированным финансовым учреждением кредитного типа, которое создано при Правительстве РФ. Основная задача такой организации заключается в управлении средствами социального страхования.

Правовой статус Фонда позволяет организации проводить страхование лиц, которые самостоятельно обеспечивают себя работой. При этом условия страхования определяются некоторыми законами федерального значения в отдельно взятом регионе. Помимо этого, ФСС имеет полное право:

  • предоставлять отсрочку уплаты страховых взносов плательщику;
  • инициировать обращение в арбитражный суд;
  • проводить со страхователей взыскание по причине недоимки страховых взносов;
  • самостоятельно назначать и проводить экспертизу (при необходимости);
  • проводить проверку документов по учету страховых взносов.

При условии невыполнения плательщиком своих непосредственных обязанностей по внесению страховых платежей может проводиться начисление пени. Отсрочка плательщику предоставляется в соответствии с установленными федеральными законами случаями.

Будучи внебюджетной организацией, Фонд социального страхования должен своевременно информировать страхователей и в случае необходимости принимать меры по сохранению финансовой устойчивости. При разработке тарифов регулярных страховых взносов представители ФСС должны обязательно брать во внимание мнения компаний, выступающих в качестве работодателей.

Среди обязанностей Фонда социального страхования - регистрация процедуры страхования и ведение единого учета застрахованных лиц.

Все имеющиеся средства фонда имеют целевое значение. Соответствующие выплаты могут быть проведены только в определенных направлениях социального страхования. Зачисление средств на личные счета плательщиков недопустимо. Чтобы обеспечить контроль за своевременностью и порядком начисления средств, при таких организациях создаются специальные комиссии. В состав последних входят представители администрации и профсоюзов.

Сколько составляет проект бюджета?

Что касается особенностей формирования бюджета такого проекта, то здесь многое зависит от формы исполнительного органа. Данный момент также определяет и размер возможных социальных начислений. Проект бюджета Фонда социального страхования разрабатывается с определенной периодичностью. Итоговая сумма формируется при учете реализации страховых взносов.

Прогнозируемый актуальный объем доходов бюджета ФСС, согласно представленному проекту в этому году, составит 625004961,1 тысячу рублей.

Для сравнения следует заметить, что объем расходов в соответствии с действующим проектом должен составить 622591281,2 тыс рублей. Получить такие данные удалось при детальном изучении целой совокупности факторов. К наиболее значимым из них следует отнести:

  • бюджетное послание Президента РФ;
  • данные Госкомстата РФ;
  • исполнение бюджета в предыдущем периоде;
  • социально-экономический прогноз;
  • основные направления бюджетной и социальной политики;
  • действующие нормативные акты.

Если говорить о конкретной сумме выплат для отдельно взятого страхователя, то при наступлении смертельного случая на производстве, семье потерпевшего выплачивается денежная компенсация из средств Фонда. Размер единоразовой выплаты держится на уровне 1 млн рублей.

В случае необходимости обеспечения людей с ограниченными физическими возможностями специальными техническими средствами реабилитации проект бюджета определяется при условии повышения эффективности расходов на указанные цели.

Доходы

Структура доходов ФСС определяется особенностями конкретного исполнительного органа. Бюджет такой кредитной организации финансового типа формируется по двум направлениям - стандартному социальному страхованию и страхованию от несчастных случаев на производстве. Взносы могут быть представлены в виде платежей налогового и неналогового типа. Сюда же следует отнести безвозмездные перечисления. Итоговый бюджет Фонда включает в себя такие составляющие:

  • единый социальный налог;
  • сельскохозяйственный налог;
  • штраф по взносам;
  • начисление пени за просроченный период;
  • страховые взносы в Фонд социального страхования;
  • поступления капитализированных платежей.

К налоговым доходам фонда также следует отнести еще недоимку, а к неналоговым - поступления от имущества, находящегося в муниципальной собственности. Из дополнительных начислений безвозмездного типа следует отметить средства федерального бюджета на выплату пособий сверх установленных норм. Сюда же можно добавить и другие поступления средств, которые будут включены в бюджеты ФСС.

В региональных отделениях Фонда формирование доходов производится по схожему принципу, но с некоторыми отличиями. Основную часть бюджета здесь формируют поступления налогового и неналогового типа, а также безвозмездные перечисления. Последние формируются как средства федерального бюджета. Впоследствии они могут быть направлены в региональные отделения фонда.

Дополнительным источником внутреннего бюджета фонда по региональным отделениям могут быть остатки средств на конец предыдущего года, а также внутрибюджетные поступления, направленные на пополнение денежного оборота из резерва центрального отделения ФСС.

Формирование доходов по центральному аппарату

В формировании доходов по центральному аппарату принимают участия средства, которые были зачислены на счет Фонда от поступления государственного имущества. Доход от продажи оборудования, процентов от вкладов свободных средства и другие источники также может быть зачислен в общий бюджет ФСС. Сюда же следует отнести другие денежные поступления, которые предусмотрены нормативными правовыми актами.

Расходы

В качестве расходов выступают денежные средства, направленные на разрешение поставленных финансовых задач. Структура расходов зависит от экономического и социального состояния конкретного региона.

Средства из бюджета ФСС могут быть израсходованы только после того, как они были распределены председателем и главным бухгалтером. Основные статьи расходов будут выглядеть следующим образом:

  • взносы на решение вопросов общегосударственного значения;
  • расходы на образование (в том числе и на переподготовку кадров различных отраслях);
  • расходы на установление международных контактов;
  • выплата пособий;
  • оплата проезда в общественном транспорте.

Расходы, связанные с социально-политической деятельностью, представлены в виде выплат граждан с временно ограниченной трудоспособностью. Сюда же следует отнести расходы на медицинскую или социальную реабилитацию.

Фонд социального страхования предназначен для финансирования выплат различным категориям граждан при условии наступления страхового случая. Такая организация объединяет в себе центральный аппарат, региональные и отраслевые отделения, филиалы в отдельных регионах страны. Проект бюджета этой инстанции составляет председатель организации. Однако перед исполнением бюджета он должен быть утвержден Правительством РФ. Дополнительно в состав правления ФСС включены еще 35 человек, среди которых есть пять заместителей председателя.

Доходы и расходы ФСС должны быть отмечены в проекте, который составляется каждый год. Большую часть доходов организации составляют ежемесячные страховые взносы. Их выплачивает работодатель за каждого сотрудника. Впоследствии необходимая денежная сумма будет возвращена фондом при наступлении страхового случая.

Их виды

Существует две основные разновидности взносов, которые работодатель обязуется уплачивать каждый месяц в ФСС. Один из платежей уплачивается на случай временной потери трудоспособности одного из сотрудников, а также по случая материнства. Другая разновидность страховых взносов обеспечивает компенсацию в результате несчастных случаев на производстве или по причине профессиональных заболеваний. Формирование той части бюджета фонда, которая обеспечивает денежное возмещение сотрудникам по причине временной трудоспособности, производится за счет таких источников:

  • уплата начисляемых штрафов;
  • взыскание пени.

Выплаты застрахованным гражданам от несчастных случаев производится за счет других регулярных платежей, которые обязан вносить работодатель в бюджет ФСС каждый месяц. К таким источникам относятся:

  • обязательные страховые взносы;
  • капитализированные платежи;
  • взыскиваемые штрафы по причине просрочки платежей;
  • начисляемые пени;
  • другие виды платежей, которые не противоречат законодательству РФ.

Капитализированные платежи поступают при условии ликвидации страхователя. Здесь можно заметить, что обязательные страховые взносы составляют очень важную часть платежей, формирующих бюджет ФСС.

Величина ежемесячных взносов по временной потере трудоспособности может варьироваться от 0 до 2,9% от общего размера зарплаты. При проведении соответствующих расчетов учитываются особенности применяемых льгот.

Размер страховых взносов по производственному травматизму будет несколько выше. При минимальных 0,2% максимальная величина таких платежей может достигать 8,5%. Итоговый размер ежемесячных выплат для конкретного сотрудника будет зависеть от того, к какому классу профессионального риска относится его вид трудовой деятельности. Это определяют сотрудники ФСС после проведения соответствующей экспертизы.

Порядок проведения выплат

Порядок проведения уплаты взносов подразумевает реализацию ежемесячных перечислений в бюджет фонда не позднее 15-го числа календарного месяца, который следует за месяцем выплаты зарплаты. Если заработная плата начислена на январь, то до 15 февраля работодатель должен произвести расчет необходимой суммы и внести её на счет ФСС.

В ситуации, при которой назначенный день выплат является нерабочим, то конечным периодом выплат является ближайший рабочий день, который следует сразу за выходными. Внесение регулярных ежемесячных взносов позволяет уменьшить налоговую базу организаций-плательщиков, если они работают на ЕНВД или по упрощенной системе налогообложения.

Разобравшись с тем, чем занимается ФСС, можно легко определить природу ежемесячных отчислений в бюджет такой организации. Законодательно проводить такие платежи должны организации, предприятия и отдельные граждане, которые активно используют труд наёмных работников. Отчисления производятся из собственного заработка работодателя.

Однако следует заметить, что неуплата работодателем взносов в ФСС не лишает сотрудников права на получение материальной компенсации.

При условии невыполнения обязанностей по внесению ежемесячных страховых платежей к страхователю могут быть применены санкционные меры в виде начисления штрафов и пени. В особо сложных случаях возможен вариант принудительного взыскания денежных средств с нарушителя. Размер пени составляет 0,1% за каждый последующий день просрочки.

Как определить размер отчислений?

Размер ежемесячных отчислений можно рассчитать по специальной формуле.

Для этого следует установленный процент отчислений разделить на 100, а полученный результат умножить на размер зарплаты или других выплат, которые приравнены к ней.

Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда вне зависимости от источников финансирования. Уменьшения на сумму налогов и всевозможных удержаний при этом также не производится. Исключение составляют страховые взносы на такие выплат:

  • выходное пособие при увольнении;
  • командировочные;
  • компенсация за неиспользуемый отпуск;
  • суточные;
  • пенсионные начисления;
  • денежные пособия.

На такие выплаты, которые носят единоразовый или компенсационный характер, страховые взносы в бюджет фонда не начисляются.

Правовой статус Фонда социального страхования позволяет такой организации проводить дополнительные расследования и экспертизы по факту нарушения правил зачисления и пользования средствами. Регулярно страхователь должен предоставлять отчетность в ФСС. Такая документация подтверждает, что плательщик выполняет свои обязательства по реализации ежемесячных страховых взносов. Регулярную отчетность должны сдавать индивидуальные предприниматели, а также организации-работодатели, которые используют труд наемных работников. Для сдачи отчетности используется специальная форма 4-ФСС, бланк которой можно скачать по ссылке ниже:

Предприниматели, не использующие труд наемных рабочих, не должны сдавать ежемесячный отчет в ФСС.

Крайний срок предоставления квартальной отчетности в бумажном виде - не позднее 20-го числа месяца, который следует за отчетным кварталом. Для компаний, в штат которых входит 25 и более человек, отчет о проведении выплат можно подавать в электронном виде. В этом случае срок сдачи документации может быть отсрочен до 25-го числа.

Отчеты о совершении выплат сдаются в территориальное отделение Фонда социального страхования. Номер отделения, к которому прикреплен плательщик можно узнать по карточке. Последняя оформляется при регистрации в фонде в качестве страхователя. Существует несколько различных вариантов сдачи отчетности в такую организацию.

Вариант №1. Сдать отчет лично в руки сотруднику ФСС

Такой способ является наиболее проверенным. В случае личного посещения регионального отделения ФСС полностью исключается вероятность возникновения ситуаций, при которых отчет может где-то затеряться. Кроме этого, плательщик сможет мгновенно ответить на вопросы инспектора и прокомментировать конкретную строчку в заполненному документе.

Единственная проблема такого способа заключается в том, что плательщик должен тратить личное время и свои нервы для сдачи необходимой документации. А при определенных обстоятельствах на разрешение данного вопроса может потребоваться от нескольких часов до одного дня. Наиболее целесообразным решением здесь является привлечение помощника, который сможет выполнить поставленную задачу.

Вариант №2. Отправить документацию в электронном виде

Отправит отчет таким образом можно не покидая пределов собственного офиса. Крайний срок сдачи увеличен на пять дней, что позволяет без спешки подготовить всю необходимую документацию. Однако чтобы воспользоваться таким способом, между плательщиком и страховщиком должен быть дополнительно заключен договор о предоставления отчетности в электронном виде. Наиболее проблемным моментом такого способа являются возможные технические сбои, в результате которых представители ФСС могут получить отчет с ошибками. С порядком подготовки отчетности в электронном виде можно ознакомиться в этом документе

Вариант №3. Отправить отчет по почте

Этот способ тоже является достаточно удобным, так как избавляет от необходимости тратить время на посещение ближайшего представительства ФСС. Однако здесь также возможен вариант появления некоторых ошибок. Это обусловлено тем, что после получения отчета сотрудники ФСС вбивают данные в базу ручным способом. Здесь нельзя полностью исключить пресловутый человеческий фактор.

Чтобы минимизировать вероятность ошибки, целесообразнее всего прибегать к реализации такого способа только в случае нулевой отчетности или при условии, если очень сильно поджимаю сроки. Конверт необходимо отправлять заказным письмом и делать подробную опись всего вложения. Такая опись вместе с уведомлением о вручении будут выступать в качестве подтверждающих документов.

Штрафные санкции

При условии несвоевременной сдачи отчетности в ФСС на плательщика может быть наложены штраф, размер которого составляет 5% от суммы страховых взносов. При этом итоговый размер штрафного взыскания не должен быть более 30-ти процентов указанной суммы, но и не менее 1000 рублей.
В случае неуплаты или уплаты неполной суммы на страхователя также может быть наложен штраф. В этом случае его размер держится на уровне 20% от неуплаченной суммы страховых взносов.

Основные функции ФСС РФ заключаются в обеспечении своевременных выплат определенным категориям граждан. Бюджет такого фонда наполняется за счет взносов со стороны работодателей. Ежемесячное перечисление производится при использовании реквизитов территориальных исполнительных органов. В зависимости от назначения платежа и конкретного региона страны, реквизиты ФСС могут изменяться. Назначение платежа может быть разным:

  • страховые взносы от несчастных случаев на производстве, перерасчеты, задолженность;
  • страховые взносы в связи с временной нетрудоспособностью;
  • пени и проценты;
  • штраф за занижение облагаемой базы;
  • поступления капитализированных платежей;
  • штраф за нарушение сроков подачи отчетности.

Для уточнения более детальной информации относительно реквизитов конкретного отделения ФСС можно обратиться в ближайший филиал или посетить официальный сайт фонд - //fss.ru . Здесь представлена актуальная информация, которая может обновляться.

Каково состояние дел по информатизации Фонда сегодня? В Фонде социального страхования Российской Федерации, включая Центральный аппарат, все региональные отделения Фонда, их филиалы и районные представительства, в настоящее время функционирует Единая информационная система, которая работает в Едином информационном пространстве. Это означает, что все компоненты системы (700 ЛВС, телекоммуникационное оборудование: около 105 маршрутизаторов и 1300 модемов, общесистемное программное обеспечение и около 20 прикладных подсистем ЕИИС Соцстрах, установленных на 12 тыс. персональных компьютерах, информационные ресурсы или базы данных, службы сопровождения ЕИИС Соцстрах) работают взаимосвязано.

Новые информационные технологии обеспечили руководству Фонда прозрачность финансовых потоков всех исполнительных органов Фонда, адресность по выплатам пособий по возмещению вреда и т.д. Это означает, что сложный аналитический отчет, любая информация, имеющаяся в базах данных, распределенная по всей территории Российской Федерации (от Калининграда до Камчатки), могут быть получены в реальном масштабе времени, как на своем рабочем месте, так и в любой точке земного шара, где имеется сотовая связь (через обычный сотовый телефон). Примеры оперативных запросов, сводных отчетов и аналитических справок приведены ниже.

Корпоративная сеть Фонда, являясь объединяющим элементом ЕИИС Соцстрах, базируется на выделенных и коммутируемых линиях связи и Internet технологиях.

ЕИИС Соцстрах, делая прозрачным для руководства Фонда финансово-хозяйственную деятельность исполнительных органов Фонда, обеспечивает эффективное управление средствами государственного социального страхования, гарантирующими социальную защиту населения.

Работа в условиях подготовки к введению единого социального налога и в период его действия практически показали эффективность средств адаптации ЕИИС Соцстрах к новым условиям функционирования, реализации новых функций и обработки новой информации. Единая информационная система Фонда имеет все необходимые средства (телекоммуникационные, программно-технические, организационные), позволяющие в сжатые сроки осуществить ее адаптацию на решение задач автоматизации деятельности различного назначения (управление городским хозяйством, регистрация сделок с недвижимостью, управление медицинским страхованием и др.).

Прикладное программное обеспечение, включающее около 20 прикладных подсистем, обеспечивает автоматизацию всех видов деятельности Фонда.

Рабочие места специалистов Фонда оснащены однотипными средствами вычислительной техники, создана региональная сеть сервисных центров, обеспечивающих гарантийное и послегарантийное обслуживание компьютерной техники и телекоммуникаций.

В состав информационных ресурсов Фонда входят:

Сведения о 4,2 млн. страхователях (юридических и физических лицах);

Персонифицированные сведения о получателях страховых выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью несчастным случаем на производстве или профзаболеванием (порядка 500 тыс. получателей);

Сведения о финансово-хозяйственной деятельности исполнительных органов Фонда.

Общая схема системы передачи данных (СПД) представлена на рис. 1.

Рис.1

В основе СПД лежат виртуальные частные сети (VPN), использующие для связей между отдельными своими элементами публичный Интернет. Виртуальная частная сеть это совокупность работающих по TCP/IP защищенных каналов связи между локальными сетями. Создание VPN позволяет защищать от постороннего доступа информацию, передаваемую по сети Интернет, и связывать географически удаленные подразделения, не арендуя дорогостоящих выделенных междугородних линий.

Глобальная структура системы представляет собой иерархическую звезду с одной центральной частью. Центром звезды является телекоммуникационный узел центрального аппарата, к которому подключены региональные отделения (РО), филиалы региональных отделений, а также иные пользователи, имеющие доступ к сети Фонда. Локальная вычислительная сеть регионального отделения Фонда (рис. 3) включает в себя:

Рабочие места;

Коммуникационные центры;

Серверы (баз данных HyTech и приложений);

Серверы доступа для подключения филиалов РО и отдельных удаленных пользователей, имеющих доступ к сети.

К составу ЛВС можно также отнести оборудование доступа к виртуальной частной сети Фонда: серверы proxy, firewall, маршрутизатор доступа к Интернет.

В настоящее время первый этап компьютеризации Фонда (разработка и внедрение ЕИИС Соцстрах) завершен. Фонд подошел ко второму важному этапу компьютеризации на основе накопленных и ежедневно формируемых баз данных региональных отделений проводить оперативную аналитическую их обработку для принятия решений (в разрезе Федеральных округов, регионов, городов, отраслей и т.д.). Для этого в Фонде введена в эксплуатацию система мониторинга и аналитической обработки баз данных Фонда (АРМ Руководителя). Она является надстройкой над всей информационной системой Фонда, с помощью нее обеспечивается On-line доступ ко всем информационным ресурсам Фонда.

АРМ Руководителя, реализованный на основе новейших XML и OLAP технологий, обеспечивает контроль текущей финансово-хозяйственной деятельности исполнительных органов Фонда, исполнения ими программ государственных гарантий по социальному страхованию, рационального использования материально-технических, кадровых и финансовых ресурсов.

Для администрирования ЕИИС Соцстрах в АРМе Руководитель предусмотрен контроль технического состояния подсистем ЕИИС Соцстрах, баз данных, линий связи, регламента выполнения работ по обслуживанию системы.

Рассмотрим вкратце примеры оперативных запросов из АРМа Руководитель.

На главной странице системы мониторинга и аналитической обработки баз данных Фонда размещены карта России с выделенными субъектами Федерации и перечень подсистем ЕИИС Соцстрах. Запрос на получение информации формируется интуитивно понятным образом, путем выбора манипулятором мышь необходимого субъекта Федерации или группы субъектов, подсистемы ЕИИС Соцстрах, задания интервала дат, наименования страхователя или его регистрационного номера.

Система мониторинга и аналитической обработки баз данных Фонда в настоящее время установлена на рабочих местах председателя Фонда и его заместителей, руководителей структурных подразделений центрального аппарата и ведущих специалистов Фонда и используется непосредственно в процессе принятия решений. На основе многомерной модели данных система позволяет отображать на экране результаты запросов в удобном графическом и табличном видах: гистограммы, диаграммы, сравнительные таблицы и т.д.

На сегодняшний день можно уверенно сказать, что новая информационная технология и отечественная СУБД HyTech, положенные в основу ЕИИС Соцстрах, могут служить наглядным примером эффективного и обоснованного использования бюджетных средств на информатизацию федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций.

Возможность перехода на электронные листки нетрудоспособности регламентирована .

В настоящий момент на электронные больничные перешли далеко не все российские организации , так как руководство многих из них боится испытать трудности с их обработкой. На самом деле переход на ЭЛН не так сложен.

Для участия в информационном взаимодействии с органами ФСС работодатели могут применять собственное доработанное программное обеспечение («1С», «ПАРУС», «СКБ «Контур» и др.) или подключить личный кабинет страхователя, размещенный в интернете по адресу: https://cabinets.fss.ru/insurer/ , как это сделать можно уточнить у техподдержки.

Внимание! Система электронных листов нетрудоспособности существенно ограничит возможность злоупотребления их оформлением. Сотрудники, желающие отдохнуть от работы, не смогут купить больничный лист или подделать его.

Распределение обязанностей

Во многих организациях больничные листы сдаются сотруднику отдела кадров , который оформляет в них данные, касающиеся трудового стажа заболевшего работника, а затем относит их в бухгалтерию. Специалисты советуют при переходе на ЭЛН, возложить оформление больничного на бухгалтера, то есть получить на него электронную подпись и обеспечить доступ к ЕИИС «Соцстрах» РФ (единая специальная система электронного взаимодействия).

Новые обязанности бухгалтера подтверждаются изданием в компании приказа и заключением с этим сотрудником дополнительного соглашения к трудовому договору.

Получение ЭЦП

После того, как бухгалтер согласится с возложением на него обязанностей оформления электронных листов нетрудоспособности, задачей руководства организации станет получение усиленной электронной подписи на него, которая совместима с ЕИИС «Соцстрах».

Стоит отметить, что электронная цифровая подпись не является бесплатной услугой , руководству компании, решившей подключиться к программе ЕИИС «Соцстрах», нужно будет заплатить за ее изготовление и обозначить срок ее действия.

Справка! Для покупки ЭЦП необходимо обратиться в компанию, занимающуюся изготовлением сертификатов. Цена сертификата электронной подписи составляет примерно 1000 рублей на год, точная стоимость зависит от каждого конкретного случая.

Регистрация в ЕСИА

Регистрация в ЕИИС «Соцстрах»

После того, как в организации будет получена подтвержденная учетная запись на портале госуслуг, станет возможным пройти регистрацию в ЕИИС «Соцстрах», предварительно подав письменное соглашение об информационном сотрудничестве органам ФСС.

  1. Личный кабинет можно создать, перейдя по адресу: cabinets.fss.ru .
  2. После того как будет осуществлен переход на данный портал, чтобы войти в личный кабинет, бухгалтеру необходимо ввести свой логин и пароль от сайта госуслуг, далее потребуется подтвердить его с помощью ЭЦП.
  3. В личном кабинете можно увидеть весь список электронных больничных сотрудников организации.

Оповещение сотрудников и их право выбора

После того как организация подключится к ЕИИС «Соцстрах», руководство обязано известить об этом всех работников. Сотрудники фирмы должны знать, что теперь у них есть возможность оформлять листы нетрудоспособности в электронном виде , дав врачу на это письменное согласие. Рассказать работникам о введении и новых возможностях можно, издав приказ и ознакомив их всех с ним под подпись.

Алгоритм работы с ЭЛН


Многих руководителей организаций интересует, как происходит работа с ЭЛН. Оформление электронного больничного листа проходит в несколько этапов:

  1. Врач в больнице заходит в систему ЕИИС «Соцстрах», формирует в ней больничный листок, вносит все необходимые сведения из электронной медицинской карты. Больничному при этом присваивается уникальный порядковый номер.
  2. Далее он выгружается медицинским учреждением в систему, заверенный электронными подписями.
  3. Сотрудник при этом не видит сформированного листка нетрудоспособности, но знает его номер, который говорит бухгалтеру организации для начисления пособия.
  4. Далее по номеру бухгалтер находит этот больничный в ЕИИС «Соцстрах», использует сведения из него для расчета пособия, заполняет данные: наименование фирмы, сведения о среднем заработке заболевшего работника, его стаже и т.п., заверяет его своей электронной цифровой подписью.

Переход на больничные в электронном виде является несложной процедурой , которая занимает немного времени и облегчает работу сотрудникам бухгалтерии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Бесперебойное регулирование и обработку миллионов платежей и счетов Фонда социального страхования по , путевкам, льготным билетам на проезд обеспечивает ЕИИС — Единая интегрированная информационная система «Соцстрах».

Фонд социального страхования Российской Федерации — одно из ведомств государственного аппарата, деятельность которого определяет функционирование в России системы социального страхования. Ежедневно Фонд регулирует вопросы социального контроля среди:

  • 58 млн трудоустроенных граждан;
  • 16 млн граждан, получающих льготы;
  • 8 млн временно нетрудоспособных граждан.

Общая база данных Фонда насчитывает около 150 Тб информации. Собрать централизованно такое количество данных и обеспечить регулярное их обновление практически невозможно. Руководством Фонда было принято решение обеспечить удаленный доступ к базам данных всех региональных органов. Это стало возможным благодаря единой интегрированной информационной системе «Соцстрах».

Основная задача ЕИИС — анализ и оперативное предоставление информации из базы любого регионального отделения Фонда. На сегодняшний день в общей сети находятся 650 исполнительных органов Фонда, соединенных между собой высокоскоростными каналами связи VPN.

Система удобна в использовании: информация вносится в систему сотрудниками Фонда прямо на рабочем месте. Пропала необходимость в регулярных отчетах, так как ЕИИС способна по запросу выдать свод информации за любой период времени по любому критерию поиска. Сложный запрос на получение сводных данных из 5 миллионов платежей и счетов система выполняет примерно за минуту.

При работе система учитывает все поступающие о каждом отдельном человеке данные и отражает детали платежей и льгот в реальном времени, что делает финансовую деятельность Фонда прозрачной и обеспечивает рациональное использование средств социального страхования. Единая система образует общее информационное пространство, открытое для проверки выполнения государственных программ и потоков материально-технических ресурсов.

Какие взносы платит в ФСС ИП?

Выплаты по страхованию претерпели много изменений в названиях, формах, передавались под надзор различным органам и фондам. До 2010 года существовал единый социальный налог, сдавался он в налоговые органы. Затем он был заменен на страховой взнос, его уплачивали в Пенсионный Фонд и Фонды обязательного медицинского и социального страхования.

С 1 января 2017 года актуальным считается понятие «страховые взносы», определенное в главе 34 Налогового кодекса РФ. Оплачиваются они на счета по реквизитам налоговых органов.

Ежегодно работодатель выплачивает взнос в размере 30% от фонда оплаты труда, а конкретно:

  • В Фонд социального страхования — 2,9%;
  • В Фонд федерального обязательного медицинского страхования — 5,1%;
  • В Пенсионный фонд России — 22%.

Дополнительно, в зависимости от деятельности организации, в ФСС выплачиваются взносы на страхование от заболеваний и несчастных случаев на производстве. Ставку по тарифам назначает сам фонд, очень важно ежегодно ее подтверждать. Статья 58 закона № 212-ФЗ «О страховых взносах» определяет случаи, когда базовый тариф можно заменить пониженным.

Ставка страховых взносов для индивидуальных предпринимателей определяется так:

1. При доходе до 300 000 рублей в год:

  • 12(МРОТ) * 12 * 26% = ставка пенсионного страхования;
  • 12(МРОТ) *12 * 5,1%

2. При доходе более 300 000 рублей в год:

  • 12(МРОТ) * 12 * 26% + 1% от дохода, полученного сверх установленного лимита = ставка пенсионного страхования
  • 12(МРОТ) * 12 * 5,1% = ставка медицинского страхования.

Максимальный страховой взнос в Пенсионный фонд для индивидуальных предпринимателей составляет 8(МРОТ) * 12 * 26%.

Формы отчетов в соцстрах, сроки сдачи

Даже после передачи налоговым органам надзорных функций по контролю уплаты страховых взносов, отчетность все еще предоставляется в другие фонды.

В Фонд социального страхования сдается отчет по форме 4-ФСС. Это квартальный отчет, направляемый в бумажном или электронном виде. Если штат организации меньше 25 наемных работников, то способ сдачи выбирается самостоятельно; в противном случае отчет сдается исключительно в электронном виде.

Бумажный вариант отчета принимается до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом; в электронном виде данные предоставляются до 25 числа месяца, следующего после отчетного периода. Годовой отчет сдается не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

На официальном сайте ФСС всегда есть актуальная информация по срокам сдачи отчетности, приложены формы и описаны способы сдачи отчетности.

Порядок возмещения больничного листа, начисления декретных

Согласно действующего законодательства, страховые взносы в ФСС по нетрудоспособности и декретным отпускам будут курировать налоговые органы, в то время как возмещением этих расходов занимается Фонд социального страхования. Важно понимать, учитывая больничные, переработку и премии.

Расходы на оплату больничных выплачиваются работодателем и фиксируются в ежемесячном отчете в налоговую. Для возмещения расходов работодатель , согласно Приказа Министерства Труда РФ от 28.10.2016 № 585н, подает в ФСС следующие документы:

  • Заявление о возмещении с обязательным указанием наименования организации, ее адрес, регистрационный номер, размер выплат страхового обеспечения;
  • Документы-обоснования возмещаемых расходов;
  • Справка-расчет, составленная в свободной форме с указанием информации в соответствии с перечнем, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 № 951н.

Форма справки не установлена, но в некоторых отделениях соцстраха принята своя рекомендуемая форма. Эта справка заменит форму 4 ФСС, требуемую ранее при перерасчете страховых взносов.

В справке-расчете важно указывать актуальные и реальные данные, ведь согласно ч.1 ст. 4.2 федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» ФСС могут запросить подтверждение указанной информации у налоговых органов.

ФСС проверяет предоставленные документы и достоверность данных, указанных в них. После вступления в силу положительного решения, деньги поступят на расчетный счет организации. Но в некоторых случаях решения принимают отрицательные. Так, например, если образование сотрудника не будет соответствовать занимаемой должности, или если присутствует необоснованно завышенный размер заработной платы, ФСС в возмещении может отказать.

Проверка ФСС — какие документы готовить?

Контролирующие органы могут посетить любую организацию с выездной проверкой на основании ст. 35 закона № 212-ФЗ «О страховых взносах». Проверки проводятся на основании утверждённого плана-графика, однако случаются и внеплановые проверки.

Причиной внепланового визита могут стать:

  • Жалобы на организацию, поступающие в фонд;
  • Изменение статуса организации (ликвидация, реорганизация);
  • Организация обратилась в ФСС за возмещением средств.

План-график предстоящих проверок ФСС и ПФР составляют совместно. Каждый фонд готовит список организаций, в которых необходимо провести проверку. И если на плановые проверки направляются представители обоих фондов одновременно, то внеплановое посещение может инициироваться и проводиться кем-то одним.

Решение о предстоящей плановой проверке работодатель получает под роспись, с предъявлением перечня необходимой к проверке документации. Важно удостовериться, что на проверку прибыли представители фондов, указанные в Решении. Иные должностные лица проводить проверку не имеют права.

Проверяющие имеют право запросить документацию о деятельности компании только за 3 прошедших года. В основном запрашивается документация, имеющая отношение к страховым взносам:

  • Трудовые договоры, приказы о назначении должностей;
  • Табели, штатное расписание, приказы об отпусках, отгулах, премировании;
  • Заявления на отпуск, отгул, декретный отпуск;
  • Больничные листы;
  • Счета и другие банковские документы.

Проверяющие не в праве просить предъявление документов, кроме учредительных и названных выше. Инспектор может работать с оригиналами документов только на территории организации. При необходимости изъятия документов для подробной проверки, проверяющим предоставляется копия, заверенная штампом и подписью директора организации.

Проверка не может длиться более 2 месяцев , но возможна приостановка по делу для получения дополнительных сведений. Тогда максимальный срок работ не должен превышать 6 месяцев.

Как получить путевку через соцстрах?

Работающие по трудовому договору граждане, перенёсшие серьезные болезни или операции, имеют право на получение бесплатной путевки на реабилитацию в санатории. Решение о направлении в работника на санаторное лечение принимает комиссия медицинского учреждения, в котором проходило лечение.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:

В.Л. Мартынов, руководитель Департамента информационного обеспечения
Фонда социального страхования Российской Федерации

Создание и внедрение информационной системы Фонда ЕИИС Соцстрах направлено, прежде всего, на достижение наибольшей эффективности деятельности Фонда, дальнейшее повышение профессиональной квалификации его специалистов на основе использования современных компьютерных технологий.

С целью обеспечения прозрачности своей деятельности Фондом в настоящее время проводятся уникальные работы по информационному взаимодействию со Счетной Палатой Российской Федерации. Здесь, на основе рекомендаций Экспертного совета по проблемам законодательного обеспечения национальной безопасности при Председателе Государственной Думы, Фонд социального страхования, Государственный научно-исследовательский институт системного анализа и Федеральный центр информатизации Счетной палаты Российской Федерации, Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий Минимущества России, ЗАО "Новые информационные системы и технологии" заключили Соглашение о взаимодействии и координации деятельности при отработке научных, методологических, информационно-коммуникационных и программно-технических решений, которые могут быть использованы для создания единого информационного пространства государственного финансового контроля Российской Федерации. В рамках этого Соглашения ведется создание удаленного автоматизированного рабочего места, размещенного в Счетной палате Российской Федерации и обеспечивающего доступ к базам данных Фонда социального страхования.

Обеспечению прозрачности деятельности служит также интернет-сайт Фонда. Любой страхователь найдет здесь полезную для себя информацию. Так, например, в разделе Предприятиям и организациям размещены бланки документов и инструкции по их заполнению. Это, например, ф , з , ф и др. документы. В разделе Деятельность Фонда размещена информация о п , м , с , с , с , п .

В разделе Статистика можно найти данные об основных расходах Фонда, направленных на выплату пособий по обязательному социальному страхованию, распределение отдельных показателей исполнения бюджета Фонда по федеральным округам, структуре расходов Фонда по видам пособий в общих расходах. На интернет-сайте Фонда ведутся конференции: пользователей информационной системы, профильных направлений деятельности Фонда, на которых содержатся часто задаваемые вопросы и ответы, пояснения и консультации специалистов, другая полезная информация.

Помимо обеспечения прозрачности деятельности Фонда интернет технологии, используемые в ЕИИС Соцстрах, позволяют существенно оптимизировать работы на одном из самых напряженных участков деятельности исполнительных органов Фонда. Известно, что ежеквартальный прием и выверка отчетных данных страхователей является самой трудоемкой работой, поскольку в присутствии представителя страхователя требуется вручную ввести отчетные данные и проверить их правильность, а в случае необходимости и выполнить их корректировку. Не секрет, что в пиковые периоды этой работы в исполнительных органах Фонда образуются очереди, в базы данных вносится наибольшее количество ошибок, существенно увеличивается нагрузка на специалистов Фонда.

С целью устранения личного присутствия представителя страхователя при сдаче отчета по форме 4 ФСС РФ, а также исключения ручного ввода данных Фонд разрабатывает программные средства, обеспечивающие прием указанной отчетной формы через интернет. Эти средства позволяют страхователю после указания необходимых паролей получить доступ через интернет к своей отчетной информации в базе данных исполнительного органа Фонда и прямо там сформировать очередной ежеквартальных отчет. Такая схема работы позволит страхователю повысить достоверность отчетных данных, сократить время их подготовки, сдать отчет, не выходя из своего офиса. Специалисту Фонда разрабатываемые средства позволят ликвидировать ручной ввод данных и сократить время обработки отчета.

Межведомственная рабочая группа, созданная летом 2003 года при Минэкономразвития России, провела анализ информационных систем Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования и возможности интеграции их информационных ресурсов. Предварительная проработка этих вопросов показала, что информационное взаимодействие между Фондом социального страхования и Пенсионным фондом может осуществляться на основе обеспечения доступа к электронной копии данных о страхователях и застрахованных лицах по определенному кругу показателей либо в режиме предоставления копии данных по запросам.

Определение круга показателей должно ориентироваться как на решение текущих задач, так и на информационное обеспечение реформируемой системы обязательного социального страхования. В частности, в рамках проведения инвентаризации социальных обязательств было бы целесообразно организовать сопоставление информации о лицах, получающих ежемесячное страховое возмещение в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, и о застрахованных лицах, получающих пенсию по инвалидности.

Оптимизации расходов Фонда социального страхования на оплату пособий по временной нетрудоспособности могло бы способствовать использование данных учета в медицинских организациях по каждому застрахованному лицу при установлении обоснованности выдачи листков временной нетрудоспособности. С этой целью планируется в рамках интеграции информационных ресурсов обеспечить для Фонда социального страхования доступ к базам данных Фонда обязательного медицинского страхования. Вместе с тем, определение детального состава данных, обмен которыми должен осуществляться между государственными внебюджетными фондами, и технических аспектов его реализации может быть осуществлено в ходе совместной проектной работы специалистов этих фондов.

Современный этап государственных социальных реформ характеризуется интенсивным изменением законодательства, поиском оптимальных структур и критериев функционирования, появлением новых ведомственных функций и корректировкой существующих, изменением перечня услуг, предоставляемых населению. Это характерно и для Фонда социального страхования Российской Федерации. Например, в 2000 году у Фонда появились новые задачи, связанные с реализацией Федерального закона Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в 2001 году в связи с введением единого социального налога, с 1 января 2004 года Фонд выполняет новые функции по реализации концепции одного окна при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в соответствии с изменением законодательства модифицируются базовые отчетные формы Фонда 4 ФСС РФ Расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации и 6 ФСС РФ Финансовый отчет об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации. Очевидно, в этих условиях требуется быстрая адаптация к меняющимся условиям, оперативное установление новых акцентов в деятельности. Это возможно лишь в одном случае когда работа ведомства строится на основе компьютерных технологий, которые можно быстро перепрограммировать. То есть, качественное решение задач информатизации позволяет исключить закостенелость и добиться мобильности в деятельности ведомства.

Своевременному и качественному решению Фондом задач по взаимодействию с внешними организациями (Министерством по налогам и сборам Российской Федерации, Пенсионным Фондом Российской Федерации, Фондом обязательного медицинского страхования, Счетной Палатой Российской Федерации, Госкомстатом РФ и др.), предоставлению услуг населению, связанных, в частности, со страхованием от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, повышению эффективности решения внутриведомственных задач во многом способствует ее информационная система, построение которой начато в 1997 году, а ее полномасштабная эксплуатация с 2000 года. Сегодня трудно представить себе специалиста Фонда без персонального компьютера, ЕИИС Соцстрах как кровеносная система пронизывает все сферы деятельности Фонда. На основе имеющихся и ежедневно пополняемых баз данных проводится аналитическая многокритериальная их обработка для принятия решений.

Фонд подошел к принципиально новому этапу компьютеризации использование накопленных баз данных приводит к практической корректировке производственной схемы работы специалистов и подразделений Фонда, к корректировке критериев эффективности их деятельности.Фонд сегодня работает в едином информационном пространстве, охватывающем все регионы России и все исполнительные органы Фонда, в нем работают около 20 тысяч персональных стационарных компьютеров, 2,5 тысячи мобильных компьютеров (ноутбуков), 15 тысяч принтеров, 640 локальных вычислительных сетей, 18 интегрированных типовых программных комплексов, установленных на компьютерах. Информационные ресурсы Фонда содержат сведения о 2,5 миллионах налогоплательщиках, персонифицированные данные о 650 тысячах пострадавших на производстве, сведения о финансово-хозяйственной деятельности исполнительных органов Фонда. Общий объем территориально распределенного по всей России банка данных ЕИИС Соцстрах превышает 150 Гигабайт. Вследствие ежедневных платежей, бухгалтерских проводок, обработки отчетов и различных документов объем банка данных Фонда по всей России увеличивается на 200 Мегабайт.

В докладе Минэкономразвития России О совершенствовании организационных основ управления средствами социальных внебюджетных фондов, подготовленном в соответствии с поручением Правительства, отмечено: Технологические возможности информационной системы Фонда социального страхования позволяют решать весь комплекс вопросов управления текущей деятельностью Фонда в оперативном режиме и могут представлять интерес для других государственных внебюджетных фондов при решении ими аналогичных задач.

Одной из задач, эффективное решение которой достигается объединенными усилиями Фонда социального страхования, территориальных фондов обязательного медицинского страхования и органов управления здравоохранением на основе использования новых информационных технологий, является экспертиза временной нетрудоспособности. Расходы средств государственного социального страхования на оплату больничных листов составляют в некоторых регионах более 80% от всех гарантированных выплат работающему населению. Такая ситуация не может не беспокоить Фонд и в настоящее время ведутся поиски эффективных схем контроля и снижения расходов государственных средств на эти цели.

Подсчет, проведенный в Нижегородском региональном отделении Фонда, показал, что на одного специалиста, занимающегося вопросами контроля за состоянием экспертизы временной нетрудоспособности приходится несколько тысяч врачей медицинских учреждений. Попытка действовать по установке проверка раз в 5 лет приводит к распылению имеющихся ресурсов рабочего времени и, как правило, эффекта не дат. К тому же, данная установка не учитывает возникающую в ряде случаев необходимость повторных проверок. Подсистема Финансовый контроль позволяет использовать возможности информационной системы для решения задач контроля и принятия управленческих решений по данному вопросу. Технология использования этого инструмента, разработанная при активном участии специалистов Нижегородского регионального отделения, заключается в следующем.

1 этап . Выборка страхователей, дающих львиную долю расходов на пособия по временной нетрудоспособности. Например, можно отобрать страхователей, дающих 80% от всех расходов. Практика показывает, что их число составляет менее 2% от общего числа страхователей.

2 этап . Сортировка выбранных страхователей по доле выплат по временной нетрудоспособности от начисленных страховых взносов. В данном случае интерес представляют страхователи с долей выплат выше 70%.

3 этап . Сортировка выделенной группы по показателю дней на 100 работающих, то есть очистка списка от страхователей, у которых причиной высокой доли выплат во взносах послужило высокое соотношение среднедневного пособия и заработка. Последняя группа страхователей представляет интерес для контрольно-ревизионной службы. В результате получается список наиболее весомых страхователей, имеющих высокий уровень расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности. Для Нижегородского регионального отделения таких страхователей получается около 300.

Далее остается определить лечебно-профилактические учреждения, являющиеся ударниками в деле освоения средств социального страхования. В ряде случаев это лежит на поверхности. Имеются в виду страхователи, обслуживаемые преимущественно одним лечебно-профилактическим учреждением. Например, предприятие, имеющее медико-санитарную часть. Когда же речь идет о страхователе, находящемся в многотысячном городе, на помощь приходит подсистема Реестр больничных листов, позволяющая после простой обработки выявить вышеупомянутых ударников. Таким образом, получается список лечебно-профилактических учреждений, который с полным обоснованием можно предложить органам управления здравоохранением для межведомственного контроля состояния экспертизы временной нетрудоспособности.

Однако, получить желаемый результат, можно только объединив усилия всех заинтересованных ведомств: Фонда социального страхования, территориального фонда обязательного медицинского страхования и органов управления здравоохранением. Только совместными усилиями органов здравоохранения, призванных обеспечить гражданина качественной медицинской помощью, и субъектов вневедомственного контроля, призванных защищать право граждан на охрану здоровья, можно создать единую эффективную систему контроля качества медицинских услуг и экспертизы временной нетрудоспособности, проводимую по единой согласованной методологии на всей территории региона. В ряде регионов сложилась практика конструктивного сотрудничества этих ведомств по указанным вопросам. Так, в 2003 году специалистами Пермского регионального отделения Фонда совместно с органами здравоохранения проверено 109 лечебно-профилактических учреждений области по правильности и обоснованности выдачи листков временной нетрудоспособности.

Внедрение на региональном уровне новых информационных технологий необходимо и для взаимодействия субъектов, участвующих в медицинской и социальной реабилитации лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. ЕИИС Соцстрах обеспечивает ведение персонифицированного учета пострадавших на производстве и обеспечивает адресность страховых выплат, при необходимости, можно проанализировать карточку пострадавшего, а также узнать какие и когда были произведены ему выплаты, это позволяет контролировать перемещение получателей по всей стране, а также выявлять случаи неправомерных выплат. Первым шагом здесь мог бы стать обмен данными в электронном виде либо организация доступа к базам данных. Это позволит иметь оперативную информацию о каждом пострадавшем, что скажется позитивно на качестве реабилитационного процесса. Внедрение информационных технологий обеспечивает в данном случае оперативное принятие управленческих решений, своевременную корректировку информации, контроль качества реабилитационного процесса, возможность обобщения и анализа, статистический учет, прогнозирование и т.д.

С целью обеспечения более качественного решения Фондом задач по государственному социальному страхованию определены следующие первоочередные задачи по совершенствованию и развитию ЕИИС Соцстрах: 1) обеспечение полноты и достоверности баз данных (качество баз данных остается приоритетной задачей с 2000 года, поскольку оно напрямую влияет на качество принимаемых решений по социальному страхованию), 2) доработка подсистем ЕИИС Соцстрах с целью улучшения удобства и эффективности работы на них, 3) обеспечение максимального использования возможностей информационной системы как в центральном аппарате, так и в региональных отделениях Фонда. Это означает, что не должно остаться в Фонде некомпьютеризированных участков работы, это означает, что специалисты Фонда должны в совершенстве владеть компьютерной техникой и быть способными быстро осваивать новые режимы работы на ней.

Какие бы передовые и совершенные информационные технологии не были заложены в основу любой информационной системы, ее полезность и значимость определяется еще и полнотой, достоверностью и актуальностью банка данных. Для контроля состояния баз данных Фонда разработан целый ряд запросов, которые позволяют проверять правильность заполнения карточки страхователя, находить несуществующие коды ОКОНХ, неверные регистрационные номера страхователей и идентификационные номера налогоплательщиков, пустые отчеты страхователей и т.д. Многое сегодня уже сделано для улучшения качества баз данных Фонда, они в целом стали чище и полнее, имеется также положительная динамика работ по выявленным недостаткам. Однако, конечно, здесь есть еще над чем работать. Сейчас мы реализовали совершенно новые технологические возможности улучшения качества баз данных, включая формализацию работ по их мониторингу. С этой целью разработаны и используются в практической работе несколько инструментов.

Первым инструментом являются критерии, по которым осуществляется мониторинг состояния баз данных: своевременность выполнения работ по установке обновлений программного обеспечения и баз данных, выполнению регламентных работ, объединению баз данных филиалов с рабочей базой данных регионального отделения, наличие в базах данных отрицательных значений численности работающих, среднемесячной зарплаты, числа случаев временной нетрудоспособности, наличие неправильно оформленных листков нетрудоспособности и другие. Конечно, используемые сегодня критерии, может быть, далеки от совершенства, но они, во-первых, позволяют нам на этом этапе определять качество баз данных региональных отделений, а во-вторых, в ходе работы они корректируются с участием специалистов профильных подразделений центрального аппарата Фонда, разрабатываются новые критерии.

Вторым инструментом, который используется в мониторинге баз данных, является раздел Информационное наполнение баз данных конференции пользователей ЕИИС Соцстрах в сети Интернет. Именно здесь размещается больше всего замечаний по базам данных, это механизм улучшения качества баз данных в рабочем порядке. В случае, если региональное отделение не проводит необходимых работ по замечаниям, мы вынуждены готовить и направлять официальные запросы.

И, конечно, главный инструмент мониторинга и анализа баз данных подсистема Финансовый контроль. Она развивается сейчас интенсивнее всех других прикладных подсистем ЕИИС Соцстрах. Это не система получения обычных справок и отчетов, ее основное назначение анализ содержимого баз данных Фонда, выявление различных зависимостей, проецирование интересуемых показателей в различные плоскости и изучение тенденций поведения множества характеристик для принятия решений. Система позволяет проводить многостороннюю оценку консолидированных и типовых экономических показателей, определять тенденции, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности Фонда. Система Финансовый контроль позволяет получить доступ к необходимой информации, минуя программные приложения, входящие в состав ЕИИС Соцстрах. Эта система в прямом смысле интегрирует накопленные информационные ресурсы и позволяет, в отличие от обычных приложений, работать со всем массивом данных, формируемым различными подсистемами. Требуемая аналитическая информация готовится в реальном масштабе времени: сводная по стране, по заданному региону, по отраслям народного хозяйства, конкретная персонифицированная, сравнительная в неожиданном ракурсе.

Достоверность предоставляемых данных обеспечивается работой системы на первичной информации. А, как известно, первичную информацию трудно исказить, поскольку на ней осуществляется работа на местах: производятся выплаты, ведется бухгалтерский учет. В первичной информации отсутствуют искажения данных, возникающие обычно при передаче и слияниях промежуточной информации. Сейчас отрабатывается также такая схема работы, при которой на основе анализа баз данных формируются предложения по корректировке прикладных подсистем ЕИИС Соцстрах для обеспечения контроля правильности ввода первичной информации.

Одной из приоритетных задач по информатизации, как указывалось ранее, является овладение в совершенстве возможностями ЕИИС Соцстрах и тем самым повышение профессиональной квалификации специалистов Фонда. Сегодня в Фонде сложилась система повышения компьютерной квалификации, включающая курсы освоения компьютерных технологий в Реабилитационном и учебном центре Фонда, семинары в компьютерном классе центрального аппарата Фонда, семинары в межрегиональных учебных центрах с привлечением специализированных фирм, конференцию пользователей ЕИИС Соцстрах в Интернет, где ведется оперативный обмен опытом работы по эксплуатации подсистем, имеется архив часто задаваемых вопросов и ответов. В прошедшем году начаты работы по внедрению в Фонде нового направления повышения квалификации дистанционного обучения специалистов на основе Интернет технологий. Основная задача здесь предоставить возможность сотрудникам, а также страхователям получить необходимые знания для повышения квалификации непосредственного на своем рабочем месте, исключив командировочные расходы. Технология Интернет обучения базируется на образовательной среде (базовые электронные учебники, демонстрационный материал, словари, поисковая система, вопросы с вариантами ответов) и системе электронного контроля знаний. По каждой лекции пользователь должен ответить на 20-25 альтернативных вопросов и набрать 75% правильных ответов, чтобы получить зачет, при этом, весь процесс обучения автоматически заносится в досье пользователя с указанием общего итога успеваемости. Процесс обучения не предусматривает контакты с преподавателем, лекции и семинарские занятия, а также практические занятия.

Известно, какое важное значение в освоении программных средств и компьютерных технологий имеют наличие и качество учебных пособий и материалов. Как правило, состояние эксплуатационной документации является слабым местом любой информационной системы, и ЕИИС Соцстрах здесь не является исключением. Несмотря на то, что каждая подсистема снабжена руководством пользователя, встроенным кратким перечнем-аннотацией операций с описанием порядка их выполнения, имеет встроенную Help-поддержку, практика эксплуатации ЕИИС Соцстрах показывает потребность в дополнительных учебных материалах. Поэтому Фонд сегодня разрабатывает новейшие средства быстрого освоения программного обеспечения.

К ним относятся справочно-поисковые системы, которые позволяют автоматизировать использование нормативно-методических материалов Фонда, представленных в электронном виде. В дополнение к руководствам пользователя разработаны демонстрационные видеоматериалы на компакт-дисках с использованием современных информационных технологий на основе Macromedia Flash Player. Использование этих средств показало их эффективность и получило одобрение специалистов Фонда.

Такими справочно-поисковыми системами и демонстрационными видеоматериалами на компакт-дисках снабжаются региональные отделения и учебные центры Фонда. Возможной оптимизацией повышения компьютерной квалификации специалистов могла бы быть ориентация использования возможностей центрального аппарата, Реабилитационного и учебного центра Фонда для обучения руководителей исполнительных органов Фонда, а межрегиональных учебных центров и дистанционного обучения на основе Интернет технологий для специалистов. Главное здесь найти эффективный баланс всех форм обучения.

В текущем году наиболее интенсивное информационное взаимодействие ожидается с налоговыми службами. Это связано с введением в действие принципа одного окна при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также с реализацией Соглашения по информационному взаимодействию от 19.08.2003 БГ-16-05/113/02-08/06-1907П.

В соответствии с совместным приказом МНС России и Фонда БГ-3-09/728/308 от 30.12.2003 Об утверждении Порядка взаимодействия МНС России и Фонда при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде завершена разработка программного обеспечения загрузки/выгрузки и обработки данных, ведется внедрение средств защиты информации и подготовка персонала по использованию этих средств. Теперь учет в Фонде юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей осуществляется на основе сведений, получаемых из территориальных налоговых служб. Такая схема регистрации, конечно, является новой для Фонда. Реализация этой схемы почти целиком базируется на программно-техническом обеспечении. Поэтому здесь еще раз пройдут апробацию возможности информационной системы по адаптации на выполнение новых функций.

Вышеупомянутое Соглашения по информационному взаимодействию между МНС России и Фондом заключено в целях реализации положений главы 24 части второй Налогового кодекса РФ и во исполнение распоряжения Правительства РФ от 16 октября 2000 года 1462-р. Предметом данного Соглашения является обмен информацией об исчисленных и уплаченных суммах единого социального налога в части сумм, зачисленных в Фонд, и осуществления обязательного социального страхования, а также выявленных фактах нарушений законодательства, регулирующего указанные отношения. То есть это взаимодействие больше всего нужно Фонду, поскольку речь идет об информации по финансовым средствам, перечисленным на счета Фонда. Здесь осталось решить одну проблему по согласованию регламента обмена, включающего описание периодичности, средств и единого формата передачи данных. Последняя согласованная редакция этого регламента направлена Фондом в МНС России (письмо Фонда от 23.12.2003 02-08/11-1907П), и мы надеемся получить утвержденный документ в ближайшее время.

С целью перехода на безбумажную технологию, а также обеспечения для страхователя быстрого поиска и предоставления по его требованию копий необходимых документов из электронных архивов Фонд проводит модификацию подсистемы Делопроизводство. Фактически строится полноценная система управления информационными потоками и документами Фонда, обеспечивающая регистрацию, хранение и поиск документов, контроль хода исполнения поручений, формирование различных журналов и отчетов, включающая внутреннюю почтовую систему. В дополнение к имеющимся функциональным возможностям этой подсистемы реализуются: технология оповещения при рассылке документов и подтверждения их получения, формирование и ведение архива электронных образов бумажных документов, обеспечение взаимодействия с другими подсистемами ЕИИС Соцстрах.

Важнейшим элементом обеспечения безбумажной технологии, внедряемой в Фонде, является система автоматического формирования из баз данных ЕИИС Соцстрах отчетной формы 6 ФСС РФ Финансовый отчет об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации. Намечено сформировать в таком режиме отчеты региональных отделений Фонда по форме 6 ФСС РФ уже за первый квартал текущего года.

Еще одним элементом реализации безбумажной технологии в Фонде является подсистема Юрист, с помощью которой создана база данных, содержащая нормативно-правовую и распорядительную документацию Фонда в электронном виде (постановления, приказы, письма и т.п.). Сейчас осуществляется расширение этой базы данных информацией по участию исполнительных органов Фонда в судебных разбирательствах и информацией о банкротстве организаций. Завершается подключение к ней региональных отделений Фонда и прорабатываются вопросы по обеспечению в перспективе предоставления услуг страхователям и гражданам по получению информации из правовой базы данных Фонда.

Новые информационные и коммуникационные технологии, базирующиеся на использовании достоверной и актуальной первичной информации, реально позволяют улучшить качество управления средствами государственного социального страхования Российской Федерации, гарантирующими социальную защиту населения.